Иордания намерена бороться за возвращение раннехристианских реликвий. Речь идет о 70 сакральных манускриптах, выполненных на тонких свинцовых листах, сброшюрованных проволокой, сообщает BBC.
"Свинцовые книги" были обнаружены в период между 2005 и 2007 годами в пещере, находящейся в отдаленной засушливой долине cеверной Иордании. Обладателем находки, как утверждают в Иордании, был местный крестьянин-бедуин.
Напомним, что находка держалась в секрете, поскольку предпринимались тайные попытки продать эту древнейшую библиотеку.
После того, как несколько потенциальных покупателей обратились к ученым для проведения экспертизы на подлинность, о кладе узнала широкая общественность. Сообщалось, что свинцовые манускрипты содержат зашифрованный текст, основанный на древнееврейском языке - иврите. При этом его авторы рукописей широко использовали и иероглифы.
К работе по расшифровке текстов оказались привлечены специалисты из британского Оксфордского университета. После напряженной работы им удалось расшифровать часть текста, в котором говорится о Мессии и Вознесении. Специалисты полагают, что речь в свинцовых книгах идет о Христе.
Между тем иорданские власти утверждают, что манускрипты были вывезены в Израиль контрабандой неким израильским крестьянином. Со своей стороны, этот крестьянин, который в настоящее время является обладателем книг, отрицает эти обвинения и утверждает, что манускрипты находились в его семье на протяжении последних 100 лет.
Представители правительства Иордании заявляют, что "используют все усилия на любом уровне", чтобы вернуть реликвии в страну.
По мнению экспертов, манускрипты, почти 2 тысячи лет скрытые от человеческих глаз, могут быть самыми ранними свидетельствами о возникновении христианства и, вероятно, способны изменить нынешние представления о жизни и воскресении Иисуса Христа.
Директор Иорданского департамента древностей Зиэда аль-Саада убежден, что тексты были записаны последователями Иисуса Христа несколько десятилетий спустя после его распятия. По его словам, не исключено, что эти манускрипты могут представлять даже больший интерес, чем знаменитые рукописи Мертвого моря.
Аль-Саада считает, что изучение свинцовых рукописей будет сопровождаться проверкой подлинности материала, однако начальная информация воодушевляет ученых и позволяет предполагать, что речь здесь идет об очень важном открытии, возможно, даже самом серьезном открытии в истории археологии.
По мнению специалистов, если манускрипты действительно имеют раннехристианское, а не чисто иудейское происхождение, то они имеют огромное значение.
Одним из немногих специалистов, которым довелось увидеть свинцовые книги, стал исследователь в области религиозной археологии Дэвид Элкингтон, возглавляющий группу британских ученых, пытающихся вернуть реликвии в иорданский музей.
Он говорит, что манускрипты могут стать "главным открытием христианской истории". По словам Элкингтона, "это было захватывающее дух переживание, когда в руках у нас оказались рукописи, которые, возможно, были записаны первыми святыми христианской церкви".
По мнению ученого, наиболее явные доказательства раннехристианского происхождения рукописей таятся в изображениях, украшающих переплеты книг и некоторые страницы манускриптов.
Элкингтон упоминает, в частности, изображение светильника-семисвечника, который, на его взгляд, трудно было бы представить в иудейской традиции, поскольку евреям было строго запрещено изображать то, что находилось в святая святых Храма в присутствии Всевышнего.
Профессор Филип Дэвис из Шеффилдского университета, занимающийся исследованиями Ветхого Завета, убежден, со своей стороны, что в пользу христианского происхождения рукописей говорит изображение Иерусалима.
Так, на переднем плане иллюстрации обозначен крест, а позади него - небольшое строение, которое может быть гробницей Иисуса. За ним видны городские стены.
В пользу христианской традиции говорят и изображения крестов, которые использовались римлянами для казни распятием.
Маргарет Баркер - специалист в области истории Нового Завета - считает, что само то место, где были найдены свинцовые книги, служит доказательством христианского, а не иудейского происхождения реликвии. По ее мнению, если проследить пути беженцев-христиан, спасавшихся от преследований в Иерусалиме, то можно установить, что они направлялись из города на восток, пересекали Иорданию возле Иерихона, а затем снова шли в восточном направлении как раз мимо того места, где эти книги, по свидетельствам очевидцев, и были найдены.
Есть и еще один факт, наиболее вероятно указывающий на христианское происхождение манускриптов, - то, что они выполнены не как свитки, а как книги, утверждает Баркер. По ее словам, для христиан была характерна традиция книжной формы, а не формы свитка.
Между тем, как отмечают исследователи, нет оснований со всей бесспорностью утверждать, что все найденные артефакты собрания относятся к одному и тому же периоду.
Однако анализы металла позволяют утверждать, что книги не относятся к нашему времени.