Госсекретарь Ватикана кардинал Торчизио Бертоне предложил модель справедливого социально-экономического устройства
Архив NEWSru.ru
Госсекретарь Ватикана кардинал Торчизио Бертоне предложил модель справедливого социально-экономического устройства
 
 
 
Госсекретарь Ватикана кардинал Торчизио Бертоне предложил модель справедливого социально-экономического устройства
Архив NEWSru.ru

В Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) накануне состоялась презентация книги госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне "Этика общего блага в социальном учении Церкви", сообщает "Благовест-инфо".

Книга вышла на итальянском и русском языках с обширным предисловием председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Издание выпущено Ватиканским книжным издательством и подготовлено к печати Международной ассоциацией "София: идея России - идея Европы" (Рим) и МГИМО в рамках совместного проекта "Ad fontеs!" ("К истокам!"). На презентации было отмечено, что книга кардинала Бертоне с предисловием митрополита Кирилла стала первой совместной публикацией, главным тезисом которой является положение о том, что духовное и материальное благополучие не состоятельны друг без друга.

В предисловии к книге митрополит Кирилл пишет о том, что издание "являет собой яркий пример творческого осмысления стоящих перед современным христианином вызовов секулярной цивилизации". Особо отмечается тезис кардинала Бертоне о том, что "центральное положение в социальной доктрине Римско-католической церкви занимает не столько понятие формальной справедливости, сколько "содружество", братство членов Церкви во Христе, устремленных к воплощению идеи общего блага". Митрополит Кирилл согласен с главным выводом автора: "В стремлении к реализации концепции общего блага вечный нравственный императив не должен подменяться социальным консенсусом, подчас основанным на субъективном понимании блага помраченной грехом человеческой личности". Подчеркивается также, что многое в книге госсекретаря Ватикана "созвучно социальному учению РПЦ", что может дать "новый важный импульс развитию православно-католического диалога о значении духовных и культурных ценностей в жизни современного общества".

Как отмечает "Благовест-инфо", задачу публикации книги могут определить следующие слова: "Пробил тот час, когда католики должны подняться на защиту государства, однако не всякого государства, но государства, обеспечивающего цивилизованное сосуществование"

"Общее благо" - главное понятие, разъяснению которого автор посвящает весь текст. В первой из четырех глав книги речь идет о явственно различимом "настойчивом призыве возвращения к этике", что расценивается как несомненный "знак времени". Однако главное противоречие в осуществлении примата этики состоит в том, что "планетарная экспансия наиболее агрессивной и "эффективной" культуры", универсализм с "гегемонистскими" амбициями вступает в конфликт с "другими универсализмами". Глобализация "размывает культурные берега", порождая угрозу культурной и национальной идентичности, что является причиной многих современных конфликтов. По мнению автора книги, сегодня ведущие школы политической философии не в состоянии предложить адекватный ответ на вызовы современности.

Зато социальная доктрина Католической церкви может предложить путь, основанный на "нравственном законе как общей грамматике", "способствующий конвергенции на основе этики многочисленных подходов, применительно к экономическим и социально-политическим вопросам". Это утверждение раскрывает вторая глава, где показано, что центральным положением социальной доктрины является "не только справедливость, но и социальный порядок, основанный на содружестве". "Содружество" - ключевое слово книги, которое позволяет определить также понятие "общего блага". В отличие от "тотального блага", где "человек – не личность, а некий субъект, способный приносить пользу", "общее благо" предполагает, что "благо каждого достижимо только благодаря сотрудничеству со всеми, причем один может воспользоваться своим благом только в том случае, если этим благом пользуются другие". Принцип "братского содружества", в отличие от принципа "общественной солидарности", "позволяет равным между собой свидетельствовать о собственной инаковости". Далее кардинал Бертоне подробно рассматривает условия, необходимые для осуществления этого стержня социальной доктрины Церкви, позволяющего реализовать "принцип взаимности" в культуре и политике.

Глава "Христианский харизматизм и рыночная экономика" показывает, что призыв кардинала Бертоне прислушаться к социальной концепции Церкви опирается на тот неоспоримый факт, что многовековой процесс вызревания европейских социально-экономических институтов совершался под непосредственным влиянием христианского понимания "домостроительства". Так, в данной главе описываются духовные течения, инициативы различных католических структур и деятелей, начиная с XI в., которые дали начало некоторым важнейшим элементам рыночной экономики (например, кредитной системе, экономике предприятия, товарной и фондовой бирже, ломбарду и т.д.), а также – заложили основы благотворительности как неотъемлемой составляющей общества "общего блага".

Завершающая глава – "Главное – принцип дарения" - призывает "бороться за возвращение принципа бескорыстия в общественную сферу", разъясняя энциклику Бенедикта XVI "Deus Caritas". Книга заканчивается утверждением о том, что "социально-экономическая сфера может явиться тем местом, где возрастают человек и святость его". "Подлинная вера не может не вызвать к жизни действие; там, где есть дела, нет места бедности во всех смыслах этого слова", - пишет автор.