В Общественной палате ставят под сомнение целесообразность принятия закона о передаче релегиозного имущества
Архив NEWSru.ru
В Общественной палате ставят под сомнение целесообразность принятия закона о передаче релегиозного имущества
 
 
 
В Общественной палате ставят под сомнение целесообразность принятия закона о передаче релегиозного имущества
Архив NEWSru.ru

Общественная палата РФ подготовила заключение на законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", который в конце октября должен быть рассмотрен Госдумой во втором чтении. Авторы заключения, которое в ближайшие дни поступит в парламент, считают, что законопроект "противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией и международными нормами", поэтому ставят под сомнение сам "вопрос целесообразности принятия подобного законодательного акта". Проект этого документа Общественной палаты оказался в распоряжении газеты "Коммерсант". По мнению издания, ОП РФ, таким образом, подключилась к жесткой критике законопроекта, вызвавшего скандал в обществе.

Члены палаты, в частности, высказывают в подготовленном ими документе опасение по поводу того, что, несмотря на запрет передавать в собственность объекты культурного наследия РФ, в законопроекте существует лазейка для нарушения. "К особо ценным объектам может быть отнесено как имущество, так и само учреждение культуры, за которым закреплено данное имущество. Таким образом, законопроект допускает возможность изъятия из госсобственности отдельных объектов, что противоречит законодательству", — говорится в заключении ОП.

Более того, в Общественной палате утверждают, что в ходе проведения общественной экспертизы выявлены "ряд концептуальных проблем, ставящих под вопрос целесообразность принятия подобного законодательного акта": "Законопроект противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией РФ и международными нормативными актами".

По мнению авторов документа, принятие нового закона "повлечет за собой невозможность доступа к объектам для граждан иных вероисповеданий": "В частности, доступ может быть ограничен внутренними правилами религиозной организации, внутренними убеждениями человека, не позволяющими посещать культовые объекты иных конфессий".

Большую озабоченность ОП вызывает и то, что "многие объекты культурного наследия не могут быть использованы при отправлении религиозных обрядов без нанесения им серьезного вреда". В связи с этим предлагается "ввести экспертизу состояния объекта, результат которой должен предопределять решение о возможности его передачи". Таким образом, предлагается отменить принятый в первом чтении заявительный характер процедуры передачи государством того или иного религиозного имущества.

Кроме того, авторы заключения предлагают прописать ряд контрольных мер, в частности "определить порядок осуществления контроля за сохранностью и целевым использованием передаваемых религиозным организациям объектов культурного наследия; обеспечить возможность специалистам в области сохранения и восстановления объектов культурного наследия осуществлять текущий контроль за состоянием передаваемых объектов; ввести в законодательство положения, предусматривающие конкретные санкции за нарушение условий сохранения".

"Мы концептуально поддерживаем законопроект, но у нас существуют опасения за сохранность передаваемого имущества, - заявил "Коммерсанту" заместитель главы комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры ОП Сергей Абрамов. - Мы хотим исключить из документа противоречия с Конституцией РФ". "Я надеюсь, что наши замечания будут учтены во втором чтении", - добавил Абрамов.

Между тем в РПЦ газете заявили, что само заключение ОП противоречит законодательству. По словам юриста Московской патриархии инокини Ксении (Чернеги), "этот документ не выдерживает критики. Доступ к ценностям регулируется законом "Об объектах культурного наследия", который гарантирует доступ граждан даже к приватизированным памятникам культурного наследия".

Как убеждена представительница Московской патриархии, противоречит законодательству и попытка наделить музеи контрольными функциями. "Этот же закон возлагает функции контроля на Росохранкультуру, а не на музеи", - подчеркнула инокиня Ксения.

Заместитель главы Минэкономразвития также считает высказанные претензии надуманными. "Позиции, высказанные в заключении, радикальны. Я уверен, что их разделяют не все члены ОП", - заявил "Коммерсанту" заместитель главы Минэкономразвития Игорь Манылов.

А директор Института религии и права Роман Лункин считает, что "если мнение Общественной палаты не будет учтено в Госдуме, депутаты покажут, что общественное мнение им безразлично". "Это, в свою очередь, придаст законопроекту еще большую скандальность", - убежден он.

Между тем о том, как будет будет воплощаться в жизнь новый федеральный закон, размышляют и власти Санкт-Петербурга. Они хотят сохранить в ведении города главные соборы-музеи, сообщает "Фонтанка.ru".

Музейщики и депутаты уже выразили здесь обеспокоенность по поводу законопроекта. Петербургские парламентарии не дали положительной резолюции на документ, который был разослан в законодательные органы страны на предварительное рассмотрение.

По данным источников "Фонтанки", городские власти, федералы и РПЦ в ожидании принятия закона уже обсуждают возможный список объектов, которые могут перейти к православной церкви. Теоретически, если закон будет принят в его нынешнем виде, то РПЦ может вести речь о возможной передаче 13 крупных петербургских объектов, среди которых и несколько, находящихся в Александро-Невской лавре, в пригородах Петербурга, а также такие знаковые здания, как Петропавловский собор, Исаакиевский собор и Спас-на-Крови. Директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров, впрочем, опроверг эту информацию. По его словам, даже речи об этом быть не может. "Мы хорошо сотрудничаем с Церковью, и никаких разговоров о передаче объектов быть не может".

По информации "Фонтанки", город уже договорился о передаче РПЦ Сампсониевского собора в рамках этого закона. Сейчас он входит в комплекс музеев Исаакиевского собора. А вот сам Исаакий, Смольный, Спас-на-Крови и Петропавловская крепость должны все же остаться в ведении города. Городским властям удалось отстоять позицию, что как музейные объекты они приносят немалый доход от посещения туристов. Но с РПЦ при этом будет заключено соглашение об их использовании. Таким образом, будет задокументирован ныне существующий порядок. Например, 24 мая прошлого года были возобновлены службы в Смольном соборе, прекратившиеся почти 80 лет назад.

Немного о Сампсониевском соборе

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге - один из немногих памятников культовой архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Первая деревянная Сампсониевская церковь начала строиться по повелению императора Петра I в конце ноября 1709 года, в память одного из важнейших сражений петровской эпохи - Полтавской баталии, и была освящена в 1710 году.

Символично, что на стенах колокольни собора установлены чугунные доски с текстами речей и приказов Петра I до и после Полтавского сражения. Не случайно местом строительства храма была выбрана Выборгская сторона Петербурга. Первая деревянная Сампсониевская церковь, возведенная в 1710 году, располагалась рядом с Выборгской дорогой, ведущей в то время на северо-запад, во владения шведского короля. В начале XVIII века эта церковь находилась в отдалении от административного центра города, и это оказалось удобным для открытия здесь в 1711 году первого городского кладбища.

Особую ценность представляет главная достопримечательность храма – резной золоченый иконостас, выполненный в лучших традициях русской деревянной пластики и резьбы первой половины XVIII века. Сохранилось редчайшее собрание иконописи первой половины восемнадцатого столетия, в том числе подписные образа Андрея Квашнина и Алексея Поспелова.

В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник. Сейчас он входит в комплекс из четырех городских соборов-музеев. Учитывая многочисленные пожелания верующих и обращение настоятеля Сампсониевского собора Иоанна Малинина, в настоящее время в храме проводятся праздничные богослужения, а также службы по субботним и воскресным дням.

На данный момент РПЦ владеет тремя крупными соборами в Петербурге - Казанским, Никольским и Троице-Измайловским. Таким образом Сампсониевский собор может стать четвертым, принадлежащим Православной церкви в городе на Неве, отмечает "Фонтанка.ru".