Понтифик не раз подчеркивал, что надежда помогает христианам противостоять пессимизму и нигилизму
Архив NEWSru.ru
Понтифик не раз подчеркивал, что надежда помогает христианам противостоять пессимизму и нигилизму
 
 
 
Понтифик не раз подчеркивал, что надежда помогает христианам противостоять пессимизму и нигилизму
Архив NEWSru.ru

В Ватикане обнародована вторая энциклика Папы Римского Бенедикта XVI. По католической традиции это послание католикам всего мира названо по первым словам латинского текста - "Spe salvi" ("Спасенные надеждой"). Понтифик подписал этот важнейший документ сегодня утром, сообщает РИА "Новости".

В Ватикане энциклику официально представили журналистам известные католические богословы - почетный теолог Папского дома кардинал Жорж-Мари Коттье и почетный профессор Папского библейского института кардинал Альбер Ваной.

Руководитель службы печати Святого престола Федерико Ломбардии обратил внимание журналистов на то, что Папа собственноручно написал весь текст документа, над которым начал активно работать летом 2007 года.

В своей новой энциклике Бенедикт XVI, снискавший славу одного из крупнейших теологов современности, излагает христианское понимание надежды в сегодняшнем мире. Ранее понтифик не раз подчеркивал, что надежда помогает христианам противостоять пессимизму и нигилизму, широко распространенным в современном обществе.

Обычно перевод энциклики с латыни на основные языки занимает около месяца. Однако, как стало известно РИА "Новости" из источников, близких к Святому престолу, на сей раз в Ватикане решили подготовить перевод папского послания в сжатые сроки, чтобы успеть к Рождеству - празднику, который для всех христиан является символом надежды.

О том, что Папа Римский завершает работу над энцикликой, ранее объявил государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне. Обращает на себя внимание дата, избранная для публикации энциклики "Spe salvi". 30 ноября католики отмечают день памяти апостола Андрея Первозванного, который почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской церкви и святым покровителем таких стран, как России, Греция и Румыния. Не исключено, что это жест Бенедикта XVI, адресованный всему православному миру.

Свою первую энциклику "Deus caritas est" ("Бог есть любовь") Бенедикт XVI подписал 25 декабря 2005 года. Она была обнародована ровно месяц спустя и представляла собой своеобразное богословское размышление о сущности божественной любви, как основе церковной миссии милосердия и человеколюбия.

Папа вспоминает Маркса, Ленина и резко критикует атеизм

Как отмечает сегодня The New York Times, в новой энциклике Бенедикт XVI подвергает резкой критике современный атеизм. По словам понтифика, атеизм привел к появлению в мире грубейших форм жестокости.

Американская газета считает энциклику – серьезным богословским размышлением о надежде христианина на загробную жизнь. В страданиях и невзгодах повседневной жизни христианство дает верующему перспективу - надежду на Царство Божие.

"Мы должны сделать все возможное, чтобы преодолеть страдание, однако изгнать его из мира человек не властен", - пишет Бенедикт XVI, заключая, что "только Бог в состоянии сделать это".

В документе объемом 76 страниц, Папа размышляет о том, что христианское понимание надежды в наш век изменилось, ибо человек стал стремиться уменьшить страдание в этом мире и бороться с несправедливостью. Бенедикт XVI указывает здесь на две исторических вехи - Великую французскую революцию и революцию пролетарскую, инициированную Карлом Марксом.

Бенедикт резко критикует Маркса и атеизм XIX и XX столетий, порожденный революциями, хотя и признает, что они стали своеобразным откликом на вопиющую несправедливость времени.

"Мир, отмеченный знаками столь глубокой несправедливости, страданием невинных и цинизмом власти, не может быть плодом творения милосердного Бога", уверен Папа. По его мнению, мысль о том, что человек способен создать на земле то, чего не смог сотворить Бог, пекущийся о спасении человеческой души, была "самонадеянной и ложной по самой своей сути".

Именно эта идея, а не какая-то катастрофическая случайность привела к появлению грубейших форм жестокости и нарушениям справедливости", подчеркивает Папа. "Мир, рассчитывающий создать свою собственную справедливость, - это мир без надежды".

Понтифик приводит ленинские слова о диктатуре пролетариата, как промежуточной стадии революционного процесса, о чем также говорил и Маркс.

"Что такое эта "промежуточная фаза", мы знаем слишком хорошо", - пишет Папа, - "мы также знаем, во что это вылилось: не в провозвестие совершенного мира, а в ужасные разрушения".

В то же время Бенедикт XVI не боится критически оценить то, как современное христианство отвечало на вызовы времени, подчеркивая при этом, что подобная "самокритика" также необходима.

Современное христианство перед лицом достижений науки, объясняющей мир, сосредоточило внимание на отдельном индивидууме и его личном спасении, пишет Папа. Тем самым горизонт человеческих надежд был сужен, так же как было сужено понимание величие его задач.

В центре христианского понятия надежды и спасения, по словам Папы, не всегда было индивидуальное начало. Ссылаясь на Священное Писание и труды богословов, Бенедикт XVI говорит, что в ранней Церкви эти идеи рассматривались как общинные. Доказательством может послужить то, что в Средние века монахи, которые уходили в монастырь, были убеждены, что заботятся при этом не только о собственном спасения, но и о спасении других людей.

По мысли Папы, для верующего, стремящегося понять, что такое истинная христианская надежда, и желающего осуществлять это знание на практике, есть несколько путей: молитва, страдание, действие и созерцание Страшного Суда как символа Надежды.Д

Энциклики Папы Бенедикта XVI, по сути, являются исследованиями двух из трех важнейших христианских добродетелей: веры, надежды и любви.

На церемонии представления сочинения понтифика руководитель службы печати Святого Престола Федерико Ломбардии заявил: "Мы все спрашиваем себя, будет ли третья энциклика о вере. Исключить этого нельзя, но в планах это еще не стоит".