Китайские власти не уступят своего права решать, кому быть следующим Далай-ламой
Архив NEWSru.ru
Китайские власти не уступят своего права решать, кому быть следующим Далай-ламой
 
 
 
Китайские власти не уступят своего права решать, кому быть следующим Далай-ламой
Архив NEWSru.ru

Председатель комитета по этническим и религиозным вопросам парламента КНР Чжу Вэйцюнь заявил в опубликованной в понедельник статье, что Пекин, несмотря на критику со стороны правозащитников и заявления нынешнего духовного лидера Тибета, никогда не уступит своего права подтверждать новое воплощение Далай-ламы, сообщает Reuters.

Напомним, что более года назад нынешний Далай-лама XIV Тенцзин Гятцо заявил, что он, возможно, станет последним в длинном ряду тибетских буддистских лидеров. В интервью германскому изданию Die Welt он заявил, что его дух не будет рожден заново в Тибете, поскольку эта земля остается под контролем КНР. Пекин резко отреагировал на эти слова, поскольку китайское правительство всегда настаивало на том, чтобы Далай-лама придерживался тибетской традиции, в соответствии с которой правительство КНР гарантирует признание нового Далай-ламы. Поскольку Пекин сегодня управляет Тибетом, власти КНР, настаивая на том, что выборы нового Далай-ламы - это "религиозная процедура и исторический обычай", убеждены в своей правоте.

Далай-лама, со своей стороны, считает, что тибетский буддизм вполне в состоянии выжить и без перевоплощения его духа. Он также предполагает, что его дух мог бы быть разделен между несколькими или даже многими последователями, а недавно даже заявил, что хотел бы, чтобы его преемником стала привлекательная женщина.

По словам Чжу Вэйцюня, центральное правительство укрепилось в своем решении подтверждать новое воплощение "живого Будды" (так называют иногда Далай-ламу. - Прим. ред.), чтобы тем самым гарантировать победу над сепаратистами.

Между тем жители Тибета опасаются, что официальный Китай будет по-своему использовать проблему наследования трона Далай-лам. По мнению экспертов, если тибетцы признают нового лидера, определенного их духовным учителем, а другого после смерти Далай-ламы "выдвинет" Пекин, то тибетский буддизм будет разделен.

Пекин продолжает утверждать, что Далай-лама, который после неудавшегося антикитайского восстания 1959 года, живет в изгнании в Индии, является жестоким сепаратистом. Сам же Далай-лама отрицает свое участие в борьбе за независимость и выступает лишь за подлинную автономию Тибета.

Последователи тибетского буддизма считают, что душа умершего Далай-ламы после его смерти должна перевоплотиться в теле ребенка. В Пекине считают, что эта традиция должна продолжаться, и власть должна одобрить следующего Далай-ламу. Однако нынешний Далай-лама не исключает, что существующая "цепочка" перевоплощений с его смертью может закончиться. В правительстве же подчеркивают, что нынешний Далай-лама не имеет никакого права оставлять перевоплощение.

В комментарии Чжу Вэйцюня говорится, что проблема перевоплощения "никогда не был чисто религиозным вопросом или частным делом Далай-ламы. Это - прежде всего важный политический вопрос, закрепляющий позицию центрального правительства КНР по Тибету.

Поскольку Далай-лама является и политическим лидером Тибета, то тот, кто будет носить титул Далай-ламы, сможет "управлять и политической властью в Тибете", добавил Чжу Вэйцюнь.

"Именно поэтому, - продолжил он, - с давних времен центральное правительство никогда не уступало и никогда не уступит право решать вопрос с перевоплощением Далай-ламы".

"Это не только необходимо, но также соответствует юридическим требованиям и не имеет никакого отношения к тому, верит ли правительство в религию или нет".

Между тем нынешний Далай-лама опасается, что если Пекин назовет его преемника, то с этой поры будет считаться, что "прецедент создан".

Как отмечает Reuters, подобный прецедент уже имел место. В 1995 году Далай-лама указал на тибетского мальчика, являющегося перевоплощением предыдущего Панчен-ламы - второй по рангу фигуры в тибетском буддизме. Панчен-лама - титул наставников Далай-лам, считающихся воплощением Будды Амитабхи. Однако китайские власти подвергли ребенка домашнему аресту и "назначили" вместо него другого. Многие тибетцы отвергают назначенного китайцами Панчен-ламу, считая его ложным.