В Федерации еврейских общин России с опасением отнеслись к инициативе о расширении курса основ православия в российских школах на все 11 лет обучения
© РИА Новости /Александр Викулов
В Федерации еврейских общин России с опасением отнеслись к инициативе о расширении курса основ православия в российских школах на все 11 лет обучения
 
 
 
В Федерации еврейских общин России с опасением отнеслись к инициативе о расширении курса основ православия в российских школах на все 11 лет обучения
© РИА Новости /Александр Викулов

В Федерации еврейских общин России с опасением отнеслись к инициативе о расширении курса основ православия в российских школах на все 11 лет обучения.

"Само по себе существование курса "Основы религиозных культур и светской этики" полезно, поскольку позволяет школьникам познакомиться с многообразием религий, существующих в России. Но расширение одного из модулей этого курса на весь процесс школьного обучения скорее вредно, чем полезно", - приводит "Интерфакс" слова главы ФЕОР Александра Бороды.

По его данным, изучение основ православия в существующем формате в регионах выбирают не более трети учеников, в отдельных регионах - 12-15%, большинство же предпочитает модули "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур".

Глава федерации полагает, что предмет, который не пользуется особой популярностью, "пытаются навязывать родителям школьников и самим ученикам - именно навязывать, поскольку, к сожалению, уже были случаи, когда чиновники, желая улучшить статистику, едва ли не требовали от родителей записать детей именно на "Основы православной культуры". Такие методы, по его мнению, могут вызвать стойкое отвращение выпускников школ к религии.

Кроме того, Борода указал на серьезную опасность расширенного преподавания православия для России как многорелигиозной страны. "Если все 11 лет детей будут делить на православных и неправославных, такое разделение оставит существенный след в их душах и они будут смотреть на одноклассников не той веры как на чужаков или даже врагов, а не таких же россиян, как они сами", - пояснил он.

По мнению президента ФЕОР, наилучшим вариантом было бы введение единого курса по основам мировых религий и светской этики без деления на модули.

В то же время в Московской патриархии полагают, что нынешняя практика преподавания в школах курса "Основ религиозных культур и светской этики" неполноценна. "Не стоит забывать, что сейчас в случае с ОРКСЭ речь идет всего о 30 учебных часах, которые, по сути, в сознании школьника ничего не меняют, не изменят его мировоззрения, не дадут ему конкурентоспособной точки опоры в жизни", - напомнил заведующий сектором "Основ православной культуры" синодального Отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов.

По мнению священнослужителя, до тех пор, пока предмет по основам православной культуры, который сейчас преподается в рамках ОРКСЭ, не будет адекватно представлен в сетке часов, "к нему не будет серьезного отношения, не будет качественной подготовки учебников и профессиональных педагогов, которые бы жили этим предметом и видели в нем перспективу роста - духовного и профессионального".

Герман Демидов, который является одним из разработчиков проекта расширения учебного курса, настаивает на том, что речь идет не о нововведениях, а о наполнении содержанием предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России", которая прописана в федеральном образовательном стандарте, но не детализирована.

По словам собеседника агентства, курс ОРКСЭ, который преподается только в четвертом классе, полноценно освоить невозможно, он до сих пор носит экспериментальный характер и "сейчас происходит попытка перейти от экспериментального формата к тому, чтобы придать этому курсу хоть какую-то закономерную динамику и логическую завершенность".