Преподавание основ религии и светской этики со следующего года, возможно введут во всех школах РФ
kriv-nvisschool.edu.tomsk.ru
Преподавание основ религии и светской этики со следующего года, возможно введут во всех школах РФ
 
 
 
Преподавание основ религии и светской этики со следующего года, возможно введут во всех школах РФ
kriv-nvisschool.edu.tomsk.ru

Курс "Основы религии и светской этики" может быть введен со следующего года во всех российских школах. Об этом сообщил заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов.

"Собираем информацию о готовности введения во всех регионах со следующего года данного курса", - сказал Дулинов на пресс-конференции, состоявшейся в среду в Москве, сообщает "Интерфакс".

Он напомнил, что сейчас этот курс преподается в 21 регионе России. Школьники изучают религию в последней четверти четвертого и первой четверти пятого класса.

Дулинов подчеркнул, что "на сегодняшний день проблемы не столько с учебниками, они отработаны, но есть вопросы по поводу методических пособий для учителей".

Напомним, что эксперименту по преподаванию курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) минувшей весной исполнился ровно год.

Инициативу по проведению эксперимента поддержал президент РФ Дмитрий Медведев.

"Ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения". "То есть это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - заявил президент, отметивший при этом, что возможен и другой вариант. "Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал Медведев.

И наконец, по его словам, возможен третий вариант - для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики.

По убеждению президента, "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным". "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - подчеркнул он. Как заявил глава государства, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги".

Медведев заявил, что "по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну". По его мнению, "это возможно, например, с 2012 года". "Как пойдет", - добавил он.

Отношение к новому учебному предмету родителей было в целом положительным.

Однако эксперты, наблюдавшие за апробацией курса, отмечали, что не все проходит так гладко, как это иногда представляют.

По мнению члена Общественной палаты РФ Аллы Гербер, "учителя школы полностью не готовы к преподаванию этого предмета". Им "спустили сверху распоряжение, что этот курс должен читаться детям 4-го класса, а в этом возрасте дети еще плохо оперируют понятиями, которые им предложили выучить", считает она.

По мнению Гербер, в ситуации острой ксенофобии все религиозные вопросы очень опасны. Для того, чтобы сплотить общество, нужно преподавать историю всех религий, а не идти по модульному подходу, когда родители выбирают для детей отдельные религии, уверена она.

В начале эксперимента было обучено 1000 педагогов, которые разъехались по всем регионам и обучили методике преподавания еще 15 тысяч своих коллег. Учебники по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" были готовы за 4 месяца. К учителям они попали только за неделю до начала занятий. А в Пермской и Костромской областях учебник и вовсе в глаза не видели.

По словам экспертов, подготовить за такой короткий срок учебные пособия отказались лучшие религиоведы. В результате книги вышли "сырыми", с ляпами и нестыковками. Члены Общественной палаты обратили внимание, например, что в курсе ислама нет раздела про шиитов. В некоторых книгах не соответствуют подписи к фотографиям. Например, написано, что одежда для мусульман закрывает все тело, а на фотографии нет ни тела, ни одежды, только голова. Раздел об иудаизме проиллюстрирован изображениями мусульманского быта.

Среди представителей традиционных религий России единодушия в оценке итогов первого года проведения эксперимента не было.

Как отмечалось в СМИ, Патриарх Кирилл заявил, что "эксперимент удался". Аналогичную оценку дал полученному опыту и заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Альбир Крганов.

Между тем представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) счел эксперимент крайне неуспешным.

По мнению главы департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина, то, что получилось в результате с написанием учебников для нового школьного курса, "это лучшее, что могло быть в существующих условиях". Однако эти условия, на его взгляд, показали формальный подход в образовательной системе к упомянутому эксперименту. "Был указ, его надо было выполнять, а как это делать - никто до конца не знал, и получили довольно уродливый результат", - заявил представитель ФЕОР.

По словам Горина, условия, в которых составлялись учебники для эксперимента, в том числе учебник по основам иудаизма (его писал пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Андрей Глоцер. - Прим. ред.), "отсутствие должного методического подхода, когда религиозным организациям предоставлялась возможность писать как Бог на душу положит, а также откровенная позиция Минобрнауки о том, что "мы не знаем, что это такое и как с этим поступить, и поэтому надеемся исключительно на религиозные организации", привели к тому, что и учебник иудейской общины не только несовершенен, но и мало применим в системе преподавания".

Кроме того, продолжил Горин, те сроки, которые были поставлены для написания учебников, - несколько месяцев - "не могли дать другого результата".

Горин также отреагировал на комментарий главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, который священник дал в ответ на недавнее интервью Горина французскому журналу "Русский курьер". Представитель ФЕОР заявлял в нем, что "люди нуждаются в религиозном образовании, но им должна заниматься не школа, для этого нужны специалисты". Между тем в современной России, по его словам, всего "несколько сотен людей, способных грамотно изложить основы тех или иных религиозных убеждений".

В этой связи Всеволод Чаплин указал на то, что во всем мире преподавание знаний о религии происходит "именно в школе, государственной или частной", и в России исключить такое преподавание из государственной школы - это значит "несправедливо лишить знаний подавляющее большинство детей, поскольку только государственная школа у нас является общедоступной". По его словам, в России уже есть "десятки тысяч преподавателей, способных грамотно обучать знаниям о религии".

На это Горин ответил, что в этом вопросе у него с отцом Всеволодом "несколько разные взгляды".

"Я полагаю, что современная образовательная система в России, к сожалению, показывает, что и преподавателей существующих светских предметов, что называется, от Бога крайне мало. И от того, что во всех российских школах преподается русская литература, совершенно не выходит, что какая-то хотя бы серьезная часть школьников выносит из школы не только знание русской литературы, но даже уважение к ней", - отметил он.

По словам представителя иудейской общины, данные ровно противоположные: "Большинство наших выпускников, которые проходили в школе, например, "Войну и мир" или "Преступление и наказание", не берут эти книги в руки как минимум до 30 лет", - и в большей части школ преподают русскую литературу так, что "скорее у детей возникает ощущение, что это какая-то смертная скука, к ним не имеющая никакого отношения".

"Мне кажется очень опасным и для общества, и для религиозных организаций, и для религии как таковой, если наши дети будут выходить из школы с таким же представлением о религии, о вере. Знание собственной культуры, литературы - это важная вещь, и нелюбовь к ней опасна, но нелюбовь и неуважение к религии и к вере опасно вдвойне или втройне, потому что в результате мы получаем аморальных людей, которые ко всей человеческой нравственности, построенной на религии, относятся в лучшем случае индифферентно, а в худшем - враждебно", - подчеркнул Горин.

"И если десятки тысяч преподавателей, которые, как говорит отец Всеволод, существуют, в состоянии на должном уровне привить детям не только знания о религии, но и уважение к ней, то я буду рад ошибаться. Я, к сожалению, думаю, что это не так", - сказал он.

В подтверждение своих слов Горин заметил, что ему достаточно посмотреть учебники, которые были подготовлены в рамках упомянутого эксперимента, "и вообще наблюдать за процессом того, как эти учебники писались и принимались", чтобы опасения "только усилились".

Более резко об эксперименте высказались представители Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) - протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате РФ. По их мнению, решение о раздельном преподавании основ каждой религии следовало бы считать "если не провокацией, то недоразумением". Они выразили опасение, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности, и предупредили о том, что эксперимент может провалиться.