Заседание президиума правительства накануне началось с обсуждения "десяти тезисов об инвестклимате" президента Дмитрия Медведева, изложенных в Магнитогорске. Однако самую чувствительную для Белого дома тему - требование Медведева изгнать из советов директоров госкомпаний вице-премьеров и министров - премьер-министр Владимир Путин при камерах не обсуждал, отмечают наблюдатели.
Пояснения главы Минэкономики Эльвиры Набиуллиной сомнений не оставляют: правительство готово выполнить и это поручение, хотя и без восторга, пишет "Коммерсант". По всей видимости, обсуждение отставки вице-премьеров и министров из руководства госкомпаний прошло за закрытыми дверями, указывает издание.
Между тем, отставка председателя совета директоров "Роснефти" Игоря Сечина вызвала протест в его окружении: присутствие вице-премьера - часть работающей концепции управления госсектором в экономике. Впрочем, пока не ясно, кто именно будет исключен из советов директоров, - Набиуллина лишь пояснила накануне, что Минэкономики разрабатывает критерии отнесения госкомпаний, вице-премьеров и рынков к требуемому президентом и они будут формализованы.
- Президент объявляет крестовый поход на "капитализм друзей"
Некоторую ясность с формулировками внес помощник президента Аркадий Дворкович. По его словам, Кремль не считает первого вице-премьера Виктора Зубкова "профильным" чиновником в совете директоров "Газпрома", и он там останется. Вице-премьер Игорь Сечин в "Роснефти", напротив, является профильным. В то же время, Федеральная сетевая компания (ФСК) не признается работающей на конкурентном рынке, поэтому министр энергетики Сергей Шматко может совет директоров компании не покидать.
По мнению "Коммерсанта", реакция окружения Сечина показывает - вице-премьеры и министры в советах директоров государственных АО являются частью концепции, согласно которой госкомпании являются де-факто частью правительства и проводниками его интересов в экономике "поверх" обычных функций АО. Выполнение поручения Медведева на этот счет - попытка разрушения вертикали власти в госсекторе экономики. Альтернативы же ей пока что президентом внятно не изложены.
Напомним, 30 марта в Магнитогорске президент Дмитрий Медведев сделал ряд предложений по улучшению инвестклимата в России, который он оценил как "очень плохой". В первую очередь, накануне сезона годовых собраний акционеров Дмитрий Медведев потребовал "устранения избыточного влияния госкомпаний на инвестклимат".
Таким образом, должны покинуть советы директоров вице-премьеры Игорь Сечин ("Роснефть", "Интер РАО"), Алексей Кудрин (ВТБ), Виктор Зубков ("Росагролизинг", возможно, "Газпром"), Сергей Иванов ("Роснано"), министры Игорь Левитин ("Аэрофлот"), Сергей Шматко ("РусГидро", ФСК, "Транснефть", "Газпром").
Медведев заявил в этой связи, что миноритарным акционерам публичных компаний необходимо предоставить доступ к информации об их деятельности.
Кроме того, президент потребовал "зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года". Тактикой Белого дома последних месяцев, напротив, было затягивание вопроса о "большой приватизации" в 2011-2015 годах.
Еще одна инициатива президента - наделение Минэкономразвития правом инициировать отмену нормативных актов, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Минюст обязан будет требовать от ведомств-инициаторов отмены таких документов.
Также Медведев поручил правительству до 1 июня подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года.
То, что все эти революционные предложения сформулированы президентом только на четвертый год пребывания на посту главы государства, породило предположения, что это своего рода президентская кампания, которая обеспечивает задел на новый срок. Помощник главы государства Дворкович накануне попытался пресечь подобные рассуждения. "Это не какой-то предвыборный проект, это инициативы, которые направлены на улучшение инвестклимата в нашей стране в самое ближайшее время", - заявил он.
СМИ: Президент объявляет крестовый поход на "капитализм друзей"
"Новая газета" считает озвученные Медведевым требования революционными. Издание напоминает, что первые три года его президентства изобиловали не менее значимыми заявлениями и даже действиями, но принципиально ситуацию они не меняли. Кроме того, они не разрушили тандем, и многие из них были одобрены Путиным.
Возможно, премьер не возражал и против тех мер, которые огласил Медведев в Магнитогорске. Путин в наступивший электоральный год гнет свою линию и делает это все более жестко, но не мешает проявить себя и президенту. Не исключено, что это своего рода "праймериз" членов дуумвирата, по итогам которых они и "договорятся между собой" о том, кто идет на следующий срок, полагает "Новая".
Возможно, в свой последний президентский год Дмитрий Медведев хотел бы показать, что он не просто перерос "рамку", заданную ему в 2007 году, когда Владимир Путин определился с преемником, но и при любом раскладе готов запустить весьма радикальные шаги в рамках стратегии. Такая позиция означает наступление по всем фронтам не только на систему "капитализма друзей", но и на самого главного "друга" Медведева, который построил в России и свой личный "капитализм", - Путина, делает далеко идущий вывод издание. "Праймериз" - хоть и не война на уничтожение, но все равно жесткая конкуренция.