Осташковский городской суд Тверской области признал виновным в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями московского художника, бывшего директора дома культуры "Мошенский" Илью Фарбера, сообщил РАПСИ его 19-летний сын Петр. Илью приговорили к 7 годам и 1 месяцу колонии строгого режима, сообщает в Twitter следящий за процессом журналист "Эха Москвы" Алексей Нарышкин.
В ходе прений сторон 26 июля гособвинитель требовал приговорить Фарбера к 7,5 годам колонии строгого режима и выплате 3,1 миллиона рублей штрафа (с этой суммой суд согласился, присовокупив ее к тюремному сроку). Адвокаты требовали оправдать подзащитного, ссылаясь на показания свидетелей, которые, по их мнению, доказывают его невиновность.
Выступая в четверг с последним словом, подсудимый вновь заявил, что не совершал преступления. По его мнению, это доказывают в том числе показания главы компании-субподрядчика Юрия Горохова, который написал заявление о вымогательстве, а также представителя признанного потерпевшим сельского поселения Мошенка Елены Фокиной.
Практически полное выступление Ильи в суде публикует "Новая газета". "Наши приговоры с Навальным похожи. А когда я прочитал про суд над ребятам по болотному делу, то подумал, что, наверное, меня судят в том числе, и за это дело тоже. Потому что сейчас, наверное, такое время в России что судят именно тех, кто хочет что-то изменить. Печально. Все это говорит о незаметно наступившем тоталитарном режиме", - сказал Фарбер.
Корреспондент Нарышкин накануне процитировал художника в своем Twitter: "Фарбер: учитывая процесс над Навальным и болотное дело, ждать оправдательного приговора смешно и наивно".
А в письменном интервью радиостанции, также данном накануне, Илья Фарбер рассказал: "Что происходит с моим уголовным делом - не понимаю. Это чья-то месть, меня подставили или, возможно, я сам совершил какие-то ошибки. "Копай!" - как в Comedy Club".
"Впредь буду подстраховывать свою доверчивость и не стану занимать административные должности, по крайней мере, в России. На них постоянно приходится делать выбор между законом и пользой людям, - продолжил он. - Россия - такое государство, которое начинает мстить своим гражданам еще до их рождения, потом мстит всю жизнь и продолжает мстить после смерти. За что - за то, что они были, есть и будут, этого хватает. Наше государство презирает своих граждан, в этом я мог убедиться на многих примерах".
Российский еврейский конгресс уже объявил сбор средств в помощь Илье Фарберу и его семье и обнародовал на своем сайте реквизиты, на которые можно перевести деньги.
Первый приговор - на восемь лет - отменили
В 2012 году Тверской областной суд признал Фарбера виновным и приговорил к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима, но в ноябре того же года Верховный суд РФ отменил приговор и отправил дело на пересмотр в Осташковский суд. Первый приговор был вынесен на основании вердикта присяжных. Сейчас дело рассматривал судья Лебедев единолично.
Как разъясняет "Эхо Москвы", Илью Фарбера обвинили в том, что за 400 тысяч рублей он подписал бумаги по приему ремонта в доме культуры, хотя на тот момент работы не были завершены. Тот своей вины не признает: говорит, что действительно получал от подрядчика Юрия Горохова крупную сумму, но это был возвращенный долг, а не взятка.
Фарбер утверждает, что часть ремонта он делал на свои деньги, а кроме того - занимал подрядчику, у которого нередко не было средств на строительные материалы. Защита настаивает: по обвинению в вымогательстве Илью задержали, когда он приехал строительную компанию, чтобы забрать свои деньги.
Художника Фарбера, несколько лет назад перебравшегося из Москвы в село Мошенка Осташковского района, журналисты называют сельским учителем - он учил деревенских детей рисованию, истории, литературе.
Интеллигента наказали за "хождение в народ"
История москвича и выпускника ГИТИСа Ильи Фарбера напоминает судьбы интеллигентов XIX века, которые "ходили в народ", но сталкивались с отчуждением местных жителей и преследованиями со стороны властей. Художник тоже решил приехать в глубинку, чтобы попытаться совершить своего рода культурную революцию на селе.
С жителями села у Ильи Фарбера установились непростые отношения. Настрой московского художника не только преподавать ИЗО, музыку и литературу, но также менять в корне жизнь в селе, превращая его в курорт, нравился не всем. Кроме того, Фарбера критиковали за методы преподавания и манеры. Его даже называли педофилом и обвиняли в симпатиях к Гитлеру. Наконец, селянам не нравилось, что на уроках литературы дети занимаются только чтением книг и не получают привычного для старшего поколения домашнего задания.
Многие деревенские жители смотрели на Илью Фарбера подозрительно уже потому, что он в принципе уехал в село и стал жить на зарплату учителя в три тысячи рублей.
Осенью 2011 года Илья Фарбер, преподававший рисование в селе Мошенка, затеял перестройку местного клуба. По словам его сына Петра, учитель долго делал это за счет собственных средств, так как у субподрядчика не было денег на строительные материалы.
Затем Фарбер обратил внимание, что сметы работ раздуты втрое. Это привело к конфликту с субподрядчиками, которыми были фирма "Горстрой-1" и ее гендиректор по фамилии Горохов. В итоге партнер, ездивший на престижном автомобиле Hummer, вернул долг в размере 132 тысяч 600 рублей мечеными купюрами и обвинил учителя в вымогательстве.
Назначенная следователем экспертиза показала, что Горохов "не доделал" клуб по контракту как минимум на один миллион рублей, а свидетели из числа рабочих подтвердили, что Илья Фарбер из собственного кармана выплачивал им деньги. Глава сельской администрации Валеева тоже заявляла, что Фарбер занимал у нее деньги для расходов на ремонт.
Тем не менее обвинения не были сняты, а к первоначальному криминальному эпизоду добавился еще один - Горохов обвинил Фарбера в получении взятки в 300 тысяч рублей.
В итоге именно Илью Фарбера посчитали виновным в том, что работы по строительству не были выполнены в срок в полном объеме, а ущерб оценен в 941 тысячу рублей.
Расследование уголовного дела курировали сотрудники ФСБ, причем у несовершеннолетнего на тот момент старшего сына обвиняемого они выбивали показания против отца. 24 октября 2011 года, когда Илья Фарбер уже больше месяца находился в СИЗО, юношу вызвали в Управление ФСБ Твери под предлогом возврата изъятого автомобиля. Вместо этого у подростка отобрали паспорт и устроили ему допрос с пристрастием.
Сотрудники ФСБ обыскали Петра Фарбера, отобрали у него ноутбук и iPhone, зачем-то стерли все файлы, касающиеся дела его отца, а потом стали угрожать арестом. Далее юношу били так, что он несколько раз терял сознание.
Добавим, что Илья Фарбер воспитывает троих детей. У Петра есть два младших брата в возрасте семи и полутора лет.