Предатель Александр Потеев, приговоренный к 25 годам лишения свободы за измену Родине, обжалует свой приговор
Russia Today
Предатель Александр Потеев, приговоренный к 25 годам лишения свободы за измену Родине, обжалует свой приговор Московский окружной военный суд в заочном процессе признал Потеева виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 275 (государственная измена) и 388 (дезертирство) Уголовного Кодекса РФ и приговорил его к 25 годам лишения свободы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Предатель Александр Потеев, приговоренный к 25 годам лишения свободы за измену Родине, обжалует свой приговор
Russia Today
 
 
 
Московский окружной военный суд в заочном процессе признал Потеева виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 275 (государственная измена) и 388 (дезертирство) Уголовного Кодекса РФ и приговорил его к 25 годам лишения свободы
Russia Today
 
 
 
Уже в день вынесения приговора стало известно, что защита Александра Потеева считает приговор слишком суровым и будет его обжаловать
Russia Today

Предатель Александр Потеев, приговоренный к 25 годам лишения свободы за измену Родине, обжаловал свой приговор. "Пока подана только краткая кассационная жалоба. Как только суд изготовит полную версию решения, материалы будут дополнены", - сказал "Интерфаксу" Дмитрий Михайлов, адвокат супруги Потеева, остающейся пока в России.

27 июня 2011 года Московский окружной военный суд в заочном процессе признал Потеева виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 275 (государственная измена) и 388 (дезертирство) Уголовного Кодекса РФ и приговорил его к 25 годам лишения свободы. Военный суд также лишил Потеева воинского звания "полковник" и всех наград.

- Предатель Потеев - сын Героя Советского Союза

Как признал Московский окружной военный суд, Александр Николаевич Потеев, действуя умышленно в ущерб безопасности России и в целях уклонения от несения воинской службы, выдал США сведения, составляющие государственную тайну. Полковник сообщил представителям ЦРУ секретные сведения о российских разведчиках, в том числе и о так называемом "агенте 90-60-90" Анне Чапман. Сама Чапман дала показания в военном суде, в которых рассказала о том, что предшествовало ее аресту, а также обвинила Потеева в собственном провале.

Согласно материалам дела, 59-летний Потеев, занимая должность одного из руководителей американского отдела Управления "С" (нелегальная разведка) Службы внешней разведки (СВР) и имея доступ к списку агентов, действующих за рубежом, в 2010 году выдал их ЦРУ, как в ходе зарубежных поездок, так и на встречах в Москве.

Потеев был признан виновным в дезертирстве, так как, скрывшись за границей, "уклонился от дальнейшего прохождения службы". Как установили суд и следствие, Потеев неоднократно пытался подставить российских агентов, назначая явки в забракованных СВР местах и заказывая неподходящее шпионское оборудование. Кроме того, в результате деятельности полковника американским спецслужбам стало известно о системе закрытой связи, используемой СВР, после чего ее использование пришлось прекратить.

Из-за подрывных действий Потеева спецслужбам США стал известен механизм финансирования агентов за рубежом, а также их каналы связи.

Потеев с 2000 по 2009 годы 12 раз выезжал в Латинскую Америку и 9 раз в страны ближнего зарубежья, где неоднократно пропадал из поля деятельности коллег, что похоже на практику ЦРУ по встречам со своими агентами.

Восстановление позиций российской разведки в Латинской и Северной Америке, утерянных в ходе деятельности Потеева, потребует больших финансовых затрат и длительной работы.

Уже в день вынесения приговора стало известно, что защита Александра Потеева считает приговор слишком суровым и будет его обжаловать.

Коллеги: "К стенке бы его!.."

Еще до вынесения приговора стало известно, как относятся к Потееву бывшие сослуживцы. Они выразили сожаление, что в России не применяется смертная казнь: по их убеждению, изменник заслуживает смерти.

"Жажда мести - вот, что мы все испытываем. К стенке бы его! Какой урон нанес стране, коллегам из-за того, что ему не хватало 20-30 тысяч долларов! Раньше таких расстреливали и правильно делали", - сообщил источник в СВР,

"Вообще, все, что случилось, - это последствия разболтанности 1990-х. Тогда всем все прощали. Пьянство - смотрят сквозь пальцы, детей вывез за границу на учебу - опять сквозь пальцы. А ведь это страшное дело - дети. За них можно зацепиться, и никуда уже человек не денется", - говорил источник, пытаясь объяснить предательство Потеева.

Своими воспоминаниями о Потееве поделился и бывший сотрудник КГБ СССР, его сослуживец Федор Яковлев, который, в отличие от неназванного источника в СВР, знал Потеева лично. В 1979 году они вместе проходили обучение на КУОС (курсы усовершенствования офицерского состава) и после этого дважды пересекались в командировках в Афганистане.

По словам Яковлева, Потеев действительно любил выпить, но не был запойным алкоголиком. При этом он отметил, что у полковника было уникальные чувство юмора. В чем он сходится с сотрудником СВР, так это в том, что дезертирство Потеева стало результатом кризиса российской внешней разведки в целом. "К сожалению, она сегодня потеряла свои идеологические и патриотические принципы, собственно говоря, как и государство, и общество в целом", - заявил Яковлев.

Он предположил, что российские спецслужбы не будут охотиться за Потеевым, который, по некоторым данным, скрывается в США: "Во-первых, на данный момент во внешней разведке давно расформированы все подразделения, которые занимались ликвидацией предателей. Во-вторых, все, что он знал, он уже рассказал. Плюс он и так находится в незавидном положении. Детям, жене, ему самому сменили фамилию, биографию и спрятали в какую-нибудь дыру. Александру при этом наверняка изменили и внешность. Доживать дни в постоянном страхе, что их найдут, поверьте, далеко не самая лучшая участь".

Предатель Потеев - сын Героя Советского Союза

Александр Николаевич Потеев родился в 1952 году в Брестской области в семье Николая Потеева, командовавшего ротой танков Т-34 на 1-м Прибалтийском фронте, получившего за сражение 17 сентября 1944 года звание Героя Советского Союза.

Александр отслужил в юности в армии, а затем поступил в органы госбезопасности - сначала в Минске, потом в Москве. Воевал в Афганистане в спецназе КГБ СССР, входил в легендарные отряды "Зенит" и "Каскад" и даже получил орден Боевого Красного Знамени.

С прекрасными характеристиками он поступил в краснознаменный Институт КГБ. Там его подготовили для службы во внешней разведке. После окончания его сразу же отправили на престижное направление - в советское посольство в США, а затем, в 1995 году, его перевели в российское диппредставительство в Нью-Йорке.

Полковник трудился в управлении "С" ("Спецопераций") - самом засекреченном подразделении Службы внешней разведки. Доступ к информации в "С" имеют всего несколько человек, даже при докладах руководству всей службы имена разведчиков, как правило, не называются. То есть имена российских нелегалов были известны начальнику управления "С", его заму Потееву, а также шифровальщикам и иногда кураторам разведчиков в российских резидентурах в США.

Североамериканское направление работы СВР было сильно обескровлено, когда к американцам перебежал предатель Сергей Третьяков, сдавший практически всех работавших разведчиков-"американистов", после чего заменять их пришлось офицерами со всех прочих региональных направлений, зачастую даже со слабым знанием английского языка, напоминают "Известия".

По одной из версий, именно Третьяков, с которым Потеев работал в Нью-Йорке, открыл американцам его слабые стороны. Источники в силовых структурах расходятся во мнении, когда американцы завербовали Потеева: либо еще во время работы в Нью-Йорке, либо уже в Москве, когда его дочь пыталась получить место в российском филиале американской корпорации.

Примечательно, что на подозрения в отношении Потеева должны были натолкнуть несколько фактов, но на них в конце 1990-х годов никто не обратил внимания. Во-первых, прилетев из Америки, Потеев не стал проходить обязательную проверку на детекторе лжи. Во-вторых, он успел перевезти всю семью на ПМЖ в США еще до своего бегства через Белоруссию, что не является формальным нарушением, но должно было вызвать вопросы.

Когда Потеев уезжал в Белоруссию, его супруга находилась в Москве и провожала его. На заседании военного трибунала она присутствовала в качестве качестве свидетельницы защиты. Потеева не верит, что ее муж – изменник Родины. В ближайшее время она собирается вновь отправиться на жительство в США.