Одобренная парламентом Грузии "Хартия Свободы", которая, по замыслу местных политиков, должна избавить страну от советского наследия, резко не понравилась Москве.
В частности, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, исполняющий обязанности председателя палаты, заявил, что "Хартия" в сущности вычеркивает Грузию из перечня народов - победителей фашизма, передает ИТАР-ТАСС.
Напомним, в частности, в Грузии теперь должна начаться люстрация - должностные ограничения для бывших сотрудников спецслужб Советского Союза, а также бывших высших должностных лиц компартии и комсомола. Кроме того, программа действий призвана прекратить распространение коммунистической, равно как и фашистской идеологии, в том числе в архитектуре и топонимике.
"Очень обидна для грузинского народа история с советской символикой, - считает Торшин. - У меня перед глазами сразу возникает образ младшего сержанта Красной Армии Мелитона Варламовича Кантария, водрузившего знамя Победы над рейхстагом. Этот человек символизирует победу над нацизмом. А с легкой руки грузинского парламента, не без участия Саакашвили, он оказался вне закона, попал в один ряд с фашистами".
"Это просто верх цинизма", - подчеркнул сенатор, посетовав, что "данный шаг фактически вычеркивает Грузию из перечня народов - победителей фашизма". И это при том, что в годы Великой Отечественной войны 91 грузин были удостоены высочайшего звания Героя СССР, а эта маленькая страна занимает 7-е место в списке советских наций по этому показателю.
Торшин расценивает и как "абсолютно нелогичный" предлагаемый механизм люстрации. "Человек мог работать в органах госбезопасности СССР шифровальщиком, в подразделении обеспечения физической безопасности или даже на комбинате питания, никакого отношения к политической деятельности не имея, - пояснил он. - И теперь ему запретят занимать определенные должности". В целом сенатор скептически оценивает принятый закон, в котором "в одну кучу свалены вопросы антитеррористической защиты, символики и кто где работал".
Причем собеседник убежден, что такая мешанина не случайна, а призвана "отвлечь людей от насущных вопросов, на которые у главы государства нет ответов".
"Саакашвили - мастер провокаций, - подчеркнул Торшин. - Он готов воевать с прошлым, с оппозицией, с Россией. Это же не обеспечивать рабочие места, не решать проблему экспорта вина и плодово-овощной продукции, которая могла бы быть востребована на российском рынке, но в силу политических причин остается на складах в Грузии". "Но если продолжать в таком духе, то со временем к власти в Тбилиси придет новое поколение политиков, и этот закон о люстрации будет дополнен ограничениями в адрес тех, кто служил в администрации Саакашвили и кто участвовал в авантюре в Южной Осетии", - предостерег и.о. руководителя верхней палаты российского парламента. "И это будет справедливо", - добавил он.
Одновременно Торшин убежден, что на действия Тбилиси, по сути являющиеся "судом над историей, должна отреагировать общественность, в том числе и мировая". "Меня удивляет молчание тех же самых правозащитников", - заметил вице-спикер Совета Федерации.
Впрочем, молчат не все правозащитники. У главы "Мемориала" Арсения Рогинского тоже скептическое отношение к инициативе грузинских законодателей. "Мемориал" сомневается в том, что введенная в Грузии люстрация принесет ощутимый положительный результат, передает "Интерфакс".
"Сама по себе люстрация с точки зрения прав человека - вещь сомнительная. Я, как многие люди, озабоченные правами человека, против люстрации - это преследование людей по некоторому групповому признаку", - сказал Рогинский.
Он напомнил, что в начале 1990-х такая мера, как люстрация, казалась эффективной в странах Восточной Европы. "Имеет ли смысл это делать сейчас, когда в Грузии 20 лет нет коммунистического режима? Мне кажется, это чистой воды символика", - сказал глава "Мемориала".
По его словам, "многие страны Восточной Европы считают, что люстрация помогла им провести какую-то чистку". "Чистка в Грузии за 20 лет и так такая сильная произошла, реального эффекта эта люстрация иметь не будет", - заметил Рогинский.
Кроме того, по словам главы "Мемориала", в начале 1990-х в Грузии сгорела значительная часть архивов, и выявить сотрудников советских спецслужб и комсомольских чиновников будет непросто.
В Госдуме согласны с Торшиным
Со своим коллегой по Верхней палате парламента фактически согласились в Госдуме. Глава ее международного комитета Константин Косачев сделал близкое по тону заявление: парламент Грузии руководствовался, в первую очередь, соображениями политической конъюнктуры, а не исторической справедливости.
"Решение парламента Грузии по так называемой "Хартии свободы" вызывает как минимум много вопросов, а как максимум - глубокое сожаление", - сказал Косачев "Интерфаксу".
По словам парламентария, вопрос, который попытались решить в этом документе грузинские парламентарии, является сложным. "Я не собираюсь выступать адвокатом советского строя и осознанно не намерен заявлять по данному поводу какие-либо протесты - оставлю это нашим коммунистам. Но как политик, я не могу молчать, когда история становится инструментом современной политической конъюнктуры и когда таким провокационным образом по существу уравнивается характер и деяния нацизма и коммунизма", - отметил Косачев.
Он добавил, что хочет оставить на совести грузинских политиков, проголосовавших за принятие этого документа, то, что своим решением они "оскорбили память 300 тысяч своих соотечественников, погибших в Великой Отечественной войне".