На затонувшей К-159 не должно было быть людей
НТВ
На затонувшей К-159 не должно было быть людей Если же на подлодке существуют проблемы с герметичностью, она должна быть снабжена средствами откачивания воды, что не было предусмотрено при транспортировке К-159
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На затонувшей К-159 не должно было быть людей
НТВ
 
 
 
Если же на подлодке существуют проблемы с герметичностью, она должна быть снабжена средствами откачивания воды, что не было предусмотрено при транспортировке К-159
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Кроме того, эксперт отметил, что до сих пор точно не определено время гибели подлодки
Архив NEWSru.ru

Причиной гибели атомной подводной лодки К-159 стало "элементарное флотское разгильдяйство", считает бывший главный специалист ВМФ СССР по аварийно-спасательным и судоподъемным работам контр-адмирал Юрий Сенатский. Об этом он заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы".

По его словам, при транспортировке подлодки были проигнорированы требования безопасности. В частности, подобные операции не требуют присутствия на субмарине людей.

"Разумного объяснения нахождения на борту подлодки людей нет", - заявил Юрий Сенатский, отметив, что "лодка была в очень сомнительном состоянии".

"Обычно буксировщик на буксирном тросе тянет подлодку, а рядом в режиме постоянного наблюдения идет спасательный корабль, на котором в немедленной готовности, в комбинезонах со всеми необходимыми средствами находится аварийная партия", - сказал эксперт.

По его словам, люди могут находиться на подлодке при ее буксировке, если прогноз погоды благоприятный, а курс буксировки выбран рядом с берегом.

Если же на подлодке существуют проблемы с герметичностью, она должна быть снабжена средствами откачивания воды, что не было предусмотрено при транспортировке К-159.

Экипаж должен быть обеспечен спасательным комплектом - водолазным бельем и водонепроницаемым гидрокомбинезоном. Эксперт предположил, что одному из подводников, участвовавших в транспортировке К-159, удалось спастись именно за счет того, что он "был одет, как было предписано".

Кроме того, эксперт отметил, что до сих пор точно не определено время гибели подлодки. "По одним источникам, в 4:15 или 4:25, по другим - в 2:15, - сказал он. - Это время самого крепкого сна человека, находящегося в изоляции. Люди спали, полагая, что их разбудят, когда нужно будет швартоваться перед причалом в Полярном, где лодку начнут разделывать".

Поднимать подлодку не имеет смысла, считает эксперт

Юрий Сенатский считает, что поднимать затонувшую в Баренцевом море подводную лодку поднимать не имеет смысла. По его словам, на подобную операцию потребуется около 150 млн. долларов.

"Если у нас такое обилие долларов, то можно попросить норвежцев, у которых есть опыт подобной работы, войти во входной люк и достать тела погибших людей, тем более что спасшийся член экипажа Цибульский знает, где находятся люди, - сказал он. - Если же поднимать все, то это будут золотые куски железа".

По его мнению, затонувшая подлодка не представляет никакой радиоактивной опасности, поскольку "активная часть радиоактивного топлива из реактора была выгружена до того, как лодку отправили на утилизацию".

Ответственность за происшедшее, по его словам, должен нести командир дивизии, который был обязан подписать заключение дивизионной комиссии о готовности судна к буксировке. "Скорее всего, здесь ничего подобного не было", - считает Сенатский.

Он заметил, что "когда на Камчатке в 1983 году затонула АПЛ К-429, даже несмотря на то, что практически весь экипаж удалось спасти, командир подлодки и начальник дивизиона сели в тюрьму". Он также напомнил, что после гибели АПЛ "Курск" было снято 11 адмиралов.

АПЛ К-159, следовавшая на утилизацию, затонула в Баренцевом море 30 августа

Трагедия с К-159 случилась рано утром в субботу. Лодка, выведенная из боевого состава флота еще в 1989 году, отбуксировывалась из пункта базирования Гремиха к месту утилизации на завод в Полярный. В условиях шторма произошел обрыв тросов, связывавших лодку с понтонами, после чего она потеряла остойчивость и затонула в трех милях к северу-западу от острова Кильдин. Реактор АПЛ заглушен и, по оценкам специалистов, не представляет опасности. Оружия на лодке не было.

На борту списанной атомной субмарины в момент инцидента находились 10 человек. В первые часы поисков был спасен выживший в результате инцидента старший лейтенант Максим Цибульский, а также найдены тела двоих моряков - капитана третьего ранга Юрия Жадана и старшины первой статьи контрактной службы Евгения Смирнова. Семеро моряков, вероятнее всего, остались в лодке, лежащей на глубине 238 метров. Врачи оценивают состояние Цибульского как стабильное. Угрозы его жизни нет, но пока не известно, когда к пострадавшему допустят кого-либо из родственников.

Министр обороны РФ Сергей Иванов встретился в госпитале Северного флота со старшим лейтенантом Максимом Цибульским и вручил ему именные часы за проявленное мужество и героизм.

В разговоре с министром Цибульский сообщил, что ему было очень страшно. По его словам, в момент крушения лодки все 10 человек находились на борту лодки. Цибульский и еще один член экипажа успели эвакуироваться с помощью спасательного плота. Однако второй моряк, по словам подводника, погиб у него на глазах.

Министр поинтересовался здоровьем офицера. Тот ответил, что чувствует себя "средненько", но температуры нет. "Ты был в бушлате и тельняшке, вот это тебя и спасло. Можно сказать, что родился в рубашке, точнее сказать в тельняшке", - сказал Иванов. По словам моряка, он находился в воде 2 часа.

Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов сообщил, что руководство области приняло решение выплатить всем семьям моряков, находившихся на подлодке, по 10 тыс. рублей. И тут же вручил конверт с этой суммой Цибульскому.

В воскресенье на Северном флоте и в Мурманской области был объявлен днем траура по погибшим морякам. В связи с затоплением лодки возбуждено уголовное дело.