Сенатор обвинил Москву в злоупотреблении энергетической мощью и причислил Россию к Ирану
AP Photo
Сенатор обвинил Москву в злоупотреблении энергетической мощью и причислил Россию к Ирану
 
 
 
Сенатор обвинил Москву в злоупотреблении энергетической мощью и причислил Россию к Ирану
AP Photo

В Москве удивлены резкими высказываниями сенатора Ричарда Лугара, которого в России считают другом, заявил в четверг официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин.

Во вторник, 29 августа, глава Комитета по международным делам Сената США Ричард Лугар обвинил Москву в злоупотреблении энергетической мощью и использовании энергоресурсов в политических целях и причислил Россию к таким странам, как Иран и Венесуэла, которые используют в своей внешней политике энергетический шантаж.

"Тот факт, что сенатор Ричард Лугар допустил столь резкие высказывания, заслуживает, на наш взгляд, сожаления", - сказал Камынин, комментируя высказывания Лугара в адрес России.

Он подчеркнул, что Лугар известен как друг России, который внес весомый вклад в развитие российско-американского сотрудничества, включая сферу уменьшения ядерной угрозы. "Поэтому для нас диссонансом прозвучало его заявление о том, что Россия - в одном ряду с Ираном и Венесуэлой - стоит в числе "противников" США, потому что якобы "использует свои энергетические поставки в качестве рычага воздействия на своих соседей", - пояснил Камынин.

Дипломат отметил, что эта тема сейчас оживленно обсуждается в американском политическом и научном сообществе. В частности, высказываются опасения в связи со слишком большой зависимостью Америки от внешних поставок нефти, что, по мнению многих, в том числе и самого Ричарда Лугара, повышает уязвимость экономики США.

Подобного рода сентенции ранее озвучивались рядом американских политологов и даже находили отражение в заявлениях некоторых официальных лиц из администрации США, отметил дипломат. Вместе с тем, по словам официального представителя МИД, в Москве считают, что итоги обсуждения в конструктивном ключе проблем энергетической безопасности на саммите "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в июле этого года позволили снять необоснованные подозрения относительно российской политики в этом вопросе.

В связи с высказываниями Лугара в Минпромэнерго РФ в среду заявили о целесообразности продления договоренности между Россией и США об информационном обмене, на которой строится работа по координации энергетических стратегий двух стран и срок которого истекает в этом году.

Резкий выпад Лугара на организованной им же энергетической конференции в Индиане стал ответом на российскую концепцию энергобезопасности, предложенную на саммите G8, пишет в четверг "Коммерсант". Речь сенатора Лугара, прежде считавшегося довольно умеренным критиком Москвы, может означать, что США считают Россию вовсе не гарантом энергобезопасности, а угрозой ей.

Выступление Ричарда Лугара демонстрирует не только твердое намерение США бороться за свою энергетическую безопасность и отстаивать собственные интересы. Этот демарш может означать ужесточение позиции американского истеблишмента по отношению к Кремлю: как в администрации Белого дома, так и в конгрессе США.

Как сказал в беседе с "Коммерсантом" ведущий эксперт американского фонда Heritage Ариэль Коэн, заявление сенатора Лугара символизирует расширение фронта сторонников проведения более жесткого курса на российском направлении. К таким фигурам господин Коэн относит, например, конгрессмена Тома Лантоса и сенатора Джона Маккейна.

По мнению Коэна, присоединение Лугара к этому радикальному лагерю - это довольно плохая новость для Москвы, поскольку сенатор Лугар считается очень близким человеком к госсекретарю США Кондолизе Райс. "Упоминания природных ресурсов в контексте жесткого выступления Лугара говорят о том, что по целому ряду вопросов, включая Иран, энергетику и ВТО, российско-американские отношения продолжают стремительно ухудшаться", - считает Ариэль Коэн.

Другие собеседники связали активность Ричарда Лугара с подготовкой кампании по продвижению в сенате документа о санкциях против российских и французских компаний, работающих в Иране. Между тем источник газеты в Белом доме отметил, что высказывания Ричарда Лугара не должны восприниматься как новый поворот в американо-российских отношениях, а являются лишь продолжением давней тенденции.

"Он не сказал ничего из того, о чем не говорил бы в своей майской речи в Вильнюсе вице-президент США Ричард Чейни, - заявил собеседник. - Об этом же недавно говорила и Кондолиза Райс". Сотрудник американской администрации дал понять, что Вашингтон больше не станет молчать, если его будет беспокоить поведение Москвы, и вопросы использования энергии, по его словам, как раз и являются одним из поводов для подобного беспокойства.