Несмотря на грозные предупреждения президента и премьера России, контракты по гособоронзаказу (ГОЗ) этого года так и не выполнены в срок. По велению Владимира Путина Минобороны и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) должны были рапортовать в правительство о завершении контрактации до 31 августа. Глава ведомства Анатолий Сердюков уверял, что все успеется. Но дата миновала, а результата по-прежнему нет.
Из всего пакета контрактов на 2011 год Минобороны не сумело договориться лишь с тремя производителями - Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и Московским институтом теплотехники (МИТ). Но нюанс в том, что именно эти объединения являются ключевыми, без участия которых невозможно обновление парка ВВС, ВМФ и стратегических ракетных сил, подчеркивает "Коммерсант".
- Кто виноват в ситуации: "мытари" в Минобороны или "ржавеющий" ОПК
- Между ВПК и Минобороны идет борьба за целый комплекс интересов, и она губительна
Выполнить весь авиакосмический ГОЗ военные собирались во время авиасалона МАКС в Жуковском. Но в итоге подписание даже давно ожидаемых контрактов - на 60 новейших учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ - было сорвано. В ОАК газете сообщили, что и поныне не видно изменений, которые бы позволили договориться о закупке ранее чем до нового года.
С судостроителями не заключены "самые сложные" контракты, в том числе с предприятием "Севмаш". В рамках ГОЗ-2011 Минобороны должно было получить от него один стратегический атомный подводный крейсер проекта 855 "Ясень" и два крейсера проекта 955 "Борей". Мало того - задержка с подписанием контрактов с ОСК на нынешний год уже отразилась и на 2012-м: отсрочена закладка как второго серийного "Ясеня", так и четвертого "Борея", узнало издание.
Столь же плачевна ситуация с закупками продукции МИТ - а это ни много ни мало стратегические ракетные комплексы "Ярс" и "Тополь", не имеющие аналогов в мире. Сердюков в июле жаловался на увеличение стоимости "Тополей-М" на 3,9 миллиарда рублей, а "Ярсов" - на 5,6 миллиарда. Он заявил тогда, что военное ведомство "мириться с этим не может". Таким образом, в полном объеме контракты до сих пор не заключены, и ни одна из сторон не называет хотя бы приблизительных сроков.
Гнев и угрозы первых лиц государства не помогают: сроки срываются уже в третий раз
Нынешний срыв поставленных сроков стал уже третьим по счету, что доказывает, что выполнить ГОЗ просто "по приказу сверху" невозможно, пишут "Новые известия".
Так, в мае Дмитрий Медведев сурово потребовал от военных чиновников и промышленников ответа за срыв оборонзаказа-2010. Но, как констатировали СМИ, гнев президента так ни к чему и не привел.
Затем в июле Медведев выступил еще более импульсивно, выяснив, что контракты на 2011 год заключены лишь на две трети необходимого объема и ГОЗ в целом может вновь провалиться. "Мне хватило прошлого года, - заявил он. - Если ситуация такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий".
"А если она иная, то нужно разобраться с теми, кто сеял панику, - продолжил президент. - Вы знаете, по законам военного времени, как с паникерами поступали? Расстреливали! Понятно? Значит, Вам разрешаю уволить. Вы слышали меня?" - обратился он лично к Сердюкову.
Кто виноват в ситуации: "мытари" в Минобороны или "ржавеющий" ОПК
Как полагают эксперты, в срыве гособоронзаказа в 2010 и в 2011 годах виноваты обе стороны - и Минобороны, которое за "бухгалтерский подход" сравнивают с "мытарями", и промышленники. Некоторые склонны оправдывать повышение цен на продукцию ОПК, поскольку энергия, металл, топливо непрерывно дорожают, и это не позволяет продавать военную технику "по дешевке". Если же цену снизить, то упадет качество изделий, что в такой важней сфере, как национальная оборона, совершенно недопустимо.
Другие же ругают российскую "оборонку" в целом, констатируя, что она составлена "из оставшихся в живых, но заржавленных шестеренок советской оборонной индустрии, отвыкшей от больших поставок современного вооружения, и менеджеров военного ведомства, не всегда способных четко сформулировать стратегию развития военной машины России". (Цитата из РИА "Новости").
Российский военно-промышленный комплекс в принципе не привык к конкуренции на внутреннем рынке и относится к отрасли, которая вообще оказалась за скобками рыночной экономики, отмечает "Газета.Ru". В 1990-е годы ее не финансировали и при этом не приватизировали. В 2000-е стали образовывать профильные холдинги по разным видам вооружений, которые в силу постоянных лоббистских интриг, крайне низкого уровня менеджмента и коррупции (деньги гособоронзаказа банально разворовываются) не в состоянии удовлетворить нужды современной армии.
Под разными "благими" предлогами внутреннюю конкуренцию окончательно уничтожили, а качество вооружений не повысили. Несмотря на амбициозную госпрограмму вооружений до 2020 года стоимостью 20 триллионов рублей и постоянные громкие заявления первых лиц государства о необходимости формирования современной армии, российский ВПК в его нынешнем состоянии не способен выполнить эту задачу, делают вывод аналитики издания.
Между ВПК и Минобороны идет борьба за целый комплекс интересов, и она губительна
"Конечно, в оборонке у нас работают оптимисты, надеющиеся, что контракты можно будет заключить в сентябре-октябре нынешнего года (это в лучшем случае), - пишет в свою очередь обозреватель журнала "Новая политика". - Однако время технологического исполнения заказа на большинство военной продукции - 8, 9, 10 месяцев, так что гособоронзаказ-2011, несмотря на настоятельные требования руководства страны, опять сорван".
По мнению автора, то, что происходит сегодня между ВПК и Минобороны - это не просто борьба за деньги. "Это еще и борьба за целый комплекс интересов, прежде всего, интересов групп людей, стоящих во главе противоборствующих сторон. Именно это и определяет их тактику: военные и чиновники, оседлавшие оборонку, стремятся решить все вопросы в свою пользу в тиши кабинетов. Оказавшиеся в невыгодной ситуации производственники пытаются "вынести сор из избы", видя в этом единственную надежду на справедливое, с их точки зрения, распределение средств".
Здесь стоит вспомнить прежде всего скандальное интервью генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова, в июле обвинившего Минобороны в срыве поставок в армию стратегических ракет. Журналист "Новой политики" делает вывод, что если противостояние затянется, ОПК "может просто загнуться, оставив армию на милость западных производителей оружия".