Служба внешней разведки России (СВР) рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу
Архив NEWSru.ru
Служба внешней разведки России (СВР) рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу Как сообщило в понедельник пресс-бюро СВР, речь идет о русском эмигранте Викторе Богомольце, находившемся на службе британской Secret Intelligence Service
 
 
 
Служба внешней разведки России (СВР) рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Как сообщило в понедельник пресс-бюро СВР, речь идет о русском эмигранте Викторе Богомольце, находившемся на службе британской Secret Intelligence Service
five.org.uk

Служба внешней разведки России (СВР) рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу, передает "Интерфакс". Как сообщило в понедельник пресс-бюро СВР, речь идет о русском эмигранте Викторе Богомольце, находившемся на службе британской Secret Intelligence Service (SIS).

Накануне Второй мировой войны Богомолец, выполняя задания SIS, сотрудничал с польскими и румынскими спецслужбами. Богомолец, не успевший, получить высшего образования из-за начавшейся Гражданской войны в России, довольно скоро стал достаточно авторитетной фигурой в британской разведке благодаря неплохим результатам в агентурной работе.

Вначале Богомолец специализировался на шпионаже против Советского Союза с территории сопредельных с ним стран - Румынии, Польши, появлялся он и в Прибалтике. Потом его перебросили в Германию, позже во Францию, но главная его задача оставалась прежней: используя каналы русской эмиграции, приобретать источники информации в советских верхах для получения надежных данных о положении дел в СССР.

Начальник Первого управления НКГБ Павел Фитин санкционировал конфиденциальное сотрудничество Богомольца с внешней разведкой. Так в каирской резидентуре появился источник "Бритт", который предоставил исчерпывающие сведения о своем сотрудничестве с иностранными спецслужбами и включился в оперативную работу в интересах СССР.

Советской разведке удалось подставить Богомольцу, а фактически - англичанам, Бориса Лаго. Будучи невозвращенцем и активным участником группы "Борьба", он выступал в печати с разоблачительными материалами о деятельности чекистов в 30-е годы в Западной Европе. Но в действительности все это являлось прикрытием.

С тандемом Богомолец-Лаго SIS сотрудничала много лет. И, как казалось ее шефам, им удалось создать надежную агентурную сеть в Москве, в которую вошли партийные функционеры, крупные хозяйственные работники и военные.

Информация, которая поступала по этому каналу в штаб-квартиру Intelligence Service, всегда заслуживала высокую оценку.

В России его данные также ценились очень высоко. "Поступавшие от него разведданные использовались при подготовке записок по самой высокой разметке: Сталину и Молотову, - говорится в сообщении. - "Бритт" внес значительный вклад в понимание оперативных устремлений его многолетнего куратора из SIS полковника Г.Гибсона, деятельность которого весьма интересовали органы госбезопасности СССР".

Богомолец был частью знаменитой операции "Тарантелла", которая проходила в 1930-1934 годах.

Целью "Тарантеллы" было препятствовать и пресекать деятельность Intelligence Service в СССР, блокировать оперативные мероприятия этой спецслужбы, держать под контролем ее связи, курьеров. Это подтверждает недавно рассекреченная докладная записка Сталину, озаглавленная "Об англо-польской разведывательной активности". Она, кстати, свидетельствует, что многие свои операции англичане проводили с участием польских коллег, особенно когда речь шла о переброске агентов через границу. Однако наши разведчики успешно пресекали эти попытки.

Завершилась "Тарантелла" в 1945 г., когда Богомолец решился на открытое сотрудничество с СССР. Произошло это в Египте, после того как у давнего "друга" SIS начались трения с английскими хозяевами. Это была одна из удачных операций, которая продолжалась так долго и без провалов агентов.

Уникальные материалы, касающиеся агентурной разработки "Бритт", легли в основу книги генерал-майора СВР РФ Льва Соцкова "Код операции - "Тарантелла", которая вышла в свет в издательстве "Молодая гвардия".

Сюжет документального романа начинает разворачиваться в 1930 году, когда Иностранный отдел ОГПУ по инициативе его начальника Артура Артузова приступил к осуществлению масштабной операции "Тарантелла". Изначально операция была нацелена на вскрытие каналов связи английской разведки со своей агентурой в СССР. В результате серии оперативных мероприятий удалось "подставить" SIS агентуру, которую англичане считали своими надежными источниками в Московском комитете ВКП (б), Всесоюзном совете народного хозяйства (ВСНХ) и авиационном институте ЦАГИ. На самом деле все они работали под контролем органов госбезопасности, а сконструированный на Лубянке канал использовался для продвижения в британские руководящие круги направленной информации по широкому кругу внешнеполитических, экономических и военно-технических проблем, говорится в сообщении СВР.

В сообщении также указывается, что, проводя эту масштабную операцию, руководство разведки преследовало цель содействовать вовлечению Великобритании в более тесное экономическое сотрудничество с Советским Союзом и обозначить пути поиска договоренностей по обеспечению коллективной безопасности с участием других стран.

А ключевыми фигурами этой уникальной оперативной игры стали русские эмигранты, служившие во время Гражданской войны в контрразведке армии генерала Деникина, - Борис Лаго и Виктор Богомолец. Первый был кадровым сотрудником разведки и был "подставлен" Богомольцу, находившемуся на службе британской SIS, говорится в сообщении.