Глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков рассказал о том, какие операции, проведенные в XX веке этой спецслужбой, он считает самыми блестящими
RTV International
Глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков рассказал о том, какие операции, проведенные в XX веке этой спецслужбой, он считает самыми блестящими Глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков рассказал о том, какие операции, проведенные в XX веке этой спецслужбой, он считает самыми блестящими
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков рассказал о том, какие операции, проведенные в XX веке этой спецслужбой, он считает самыми блестящими
RTV International
 
 
 
Глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков рассказал о том, какие операции, проведенные в XX веке этой спецслужбой, он считает самыми блестящими
svr.gov.ru
 
 
 
Отметим, что последние месяцы СВР переживает не лучшие времена. В июле было объявлено о разоблачении в США сети шпионов, работавших на Россию
RTV International

Глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Михаил Фрадков рассказал о том, какие операции, проведенные в XX веке этой спецслужбой, он считает самыми блестящими. В то же время руководитель ведомства в интервью историческому журналу "Родина" отметил, что эффективность деятельности СВР определяется стабильной работой, а не парой успешных операций, о которых широкая общественность узнает лишь спустя 30-50 лет, пишет издание "Газета.ru".

Как сказал Михаил Фрадков, главный показатель эффективной деятельности разведки - "стабильность в работе по добыванию и предоставлению руководству нашей страны секретной, достоверной и упреждающей информации по вопросам, непосредственно затрагивающим национальные интересы России".

Глава СВР считает самыми успешными достижениями службы внешней разведки России за 90 лет ее существования работу "Кембриджской пятерки", деятельность разведки в годы Великой Отечественной войны, в частности, "Красной капеллы" в гитлеровской Германии, операции по содействию созданию ядерного щита.

Напомним, что так называемую "Кембриджскую пятёрку", ядро сети советских агентов в Великобритании, завербованных в 30-х годах XX века в Кембриджском университете, входили Ким Филби, занимавший высокие посты в британской разведке SIS, MI5 и MI6, сотрудник МИД Великобритании Дональд Маклин, работавший в военной контрразведке и бывший советником короля Георга VI Энтони Блант, а также сотрудник МИД и военной разведки Гай Бёрджес. Мнения о пятом члене "пятерки" расходятся, большинство исследователей сходятся во мнении, что, скорее всего, им был Джон Кернкросс, занимавший высокие посты в британском МИДе.

"Кембриджская пятерка" была разоблачена, но все агенты ушли от наказания. Маклин, Бёрджес и Филби уехали в СССР, Кернкросс и Блант остались на родине. В прошлом году в Лондоне через 25 лет после смерти Энтони Бланта вышли написанные им мемуары, в которых он рассказал о том, как был завербован в 1937 году. В книге советский агент признал, что решение работать на СССР стало одной из главных ошибок его жизни.

Энтони Бланта официально разоблачили в 1979 году, тогда его лишили рыцарского звания и уволили с поста куратора личной коллекции картин королевы Елизаветы II. Как написал в воспоминаниях Блант, его публичное разоблачение в 1979 году стало для него ужасным шоком. По его словам, он не решился убить себя, так как это было бы проявлением трусости.

Как выяснилось, еще за 15 лет до разоблачения у британских спецслужб были данные о шпионской деятельности Бланта, и в 60-х годах он признался в обмен на иммунитет от правосудия, что работал на НКВД. Обнародованию скандальных сведений тогда помешала сложная ситуация, сложившаяся в результате ряда громких скандалов в британской разведке MI-5, где служил Блант.

"Красной капеллой", деятельность которой упоминал Фрадков в интервью, называют самостоятельные группы Сопротивления и разведывательных сетей во время Второй мировой войны, действовавшие в европейских странах, пишет "Википедия". В состав резидентур входили антифашисты, работники Коминтерна, сотрудники военной разведки и разведки НКВД.

В Германии и Советском Союзе "Красной капеллой" традиционно называют разведывательную сеть, развернутую в Германии. В СССР чаще говорили о группе антифашистов, сотрудничавших с разведкой НКВД. Группу возглавляли Арвид Харнак (оперативный псевдоним - Корсиканец) и Харро Шульце-Бойзен (Старшина). В Берлине была еще и резидентура военной разведки, которой руководила Ильза Штебе (Альта).

На жаргоне контрразведки радисты назывались "музыкантами", "пианистами", так как в эфире работало несколько передатчиков, возникло название "оркестр" (по-немецки "капелла"). Так как шифровки передавались в Москву, "капеллу" назвали "красной". В декабре 1941 года германская служба радиоперехвата запеленговала один из передатчиков, работавших в Брюсселе. В итоге расследование привело к полному разгрому сети агентов. Руководители "Красной капеллы" в Германии были казнены нацистами в 1942 году.

Отметим, что последние месяцы СВР переживает не лучшие времена. В июле было объявлено о разоблачении в США сети шпионов, работавших на Россию. Тогда же стало известно, что агентов сдал предатель. В ноябре скандал получил новое развитие, российские СМИ провели собственное расследование и назвали имена предателей. Сначала в провале шпионской сети обвинили полковника СВР Щербакова, затем перебежчиком и предателем назвали полковника той же спецслужбы Александра Потеева.

Российские СМИ в качестве одной из версий кризиса в СВР называли незащищенность перед криминалом агентов спецслужбы в России. Описывая ряд нападений на квартиры сотрудников спецслужбы, агентство "Росбалт" отмечало, что, работая за границей, разведчики чувствуют себя в большей безопасности, чем на родине.

В обсуждение кризиса в российских спецслужбах с удовольствием включились и западные СМИ. Так, британская газета The Times недавно написала, что бедственное положение спецслужб может объясняться тем, что власти пытаются перекроить их структуру. Одновременно уходят в прошлое традиции, на которых держались спецслужбы, - например, система наставничества, указывало издание. Чувствуя себя неуверенно, агенты и аналитики обращаются в западную разведку в поисках работы и лучших условий для жизни, отмечала The Times.