Ответ президента России Владимира Путина на вопрос корреспондента телекомпании Al-Jazeera о ситуации на Ближнем Востоке после победы "Хамаса" на выборах стал причиной дипломатического скандала.
Напомним, что, отвечая арабскому журналисту Амру Абдель-Хамиду, Владимир Путин заявил, что Россия никогда не признавала "Хамас" террористической организацией, хотя это не значит, что Россия одобряет и поддерживает все, что делает "Хамас". "Наша позиция в отношении "Хамас" отличается от американской и от западноевропейской", - заявил Путин.
В Израиле эти слова вызвали недоумение и разочарование, в особенности учитывая близкие и теплые отношения между Израилем и Россией, которые непрерывно развиваются в последнее время. По мнению израильских властей, фактически вместо сложения оружия президент Путин предложил "Хамасу" "уйти от радикальных заявлений".
Власти Израиля подчеркивают, что не понимают позиции России, согласно которой в разных странах террор может определяться по-разному. "Только в терактах "Хамаса" погибло больше 550 израильских граждан, среди них немало выходцев из России, и мы не понимаем, чем взрыв автобуса в Иерусалиме отличается от атаки террористов в Москве или Беслане", - цитирует "Коммерсант" израильских дипломатов.
Однако даже если между двумя странами существовали разногласия относительно статуса и определения "Хамаса", заявление президента о том, что эта группировка не является террористической, еще больше удивляет - тем более, когда после победы "Хамаса" на выборах в мирном процессе возник кризис и от всех сторон требуется ответственная и взвешенная позиция.
Израильские власти считают, что заявление Владимира Путина противоречит недавнему заявлению ближневосточного "квартета", под которым поставила подпись в том числе и Россия, а также идет вразрез с российской позицией, которая была заявлена в телефонном разговоре между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и главой МИД Израиля Ципи Ливни.
"Квартет" выставил "Хамасу" три условия: признание права Израиля на существование, отказ от вооруженной борьбы и признание подписанных до сегодняшнего дня соглашений. Однако из условий "квартета" в словах президента России прозвучала только необходимость признания права Израиля на существование. В Израиле отмечают, что фактически вместо сложения оружия президент Путин предложил "Хамасу" "уйти от радикальных заявлений".
Таким образом, помимо разочарования слова российского президента вызвали в Иерусалиме недоумение: "Теперь мы не можем понять, является ли официальной позицией России то, что говорил до этого Сергей Лавров, или то, что сказал на пресс-конференции Владимир Путин".
Один из израильских аналитиков подчеркнул, что, скорее всего, заявление Владимира Путина телеканалу Al-Jazeera будет воспринято в арабском мире как намного более значимое, чем заявление "квартета", и таким образом, именно выступление президента России на пресс-конференции будет считаться там отныне официальной российской позицией.