В 2007 году правительство установило квоту в 308 тыс. человек по привлечению трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия имеет визовые отношения
RTV International
В 2007 году правительство установило квоту в 308 тыс. человек по привлечению трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия имеет визовые отношения В 2008 году Россия намерена принять около 2 млн. трудовых мигрантов из-за рубежа
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В 2007 году правительство установило квоту в 308 тыс. человек по привлечению трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия имеет визовые отношения
RTV International
 
 
 
В 2008 году Россия намерена принять около 2 млн. трудовых мигрантов из-за рубежа
Первый канал
 
 
 
Директор ФМС России Константин Ромодановский заявил, что в 2008 году квоты будут определяться с учетом 14 профессиональных категорий
Новая Газета

В 2008 году Россия намерена принять около 2 миллионов трудовых мигрантов из-за рубежа - это в три раза меньше, чем в 2007 году. Такие данные сообщили в среду в Федеральной миграционной службе (ФМС) РФ.

Сокращение обусловлено тем, что большинство приезжих стремятся в столицы, где заработки выше. Однако Москва и Петербург не готовы принять всех желающих. Так, квота для столицы сокращена в шесть раз, сообщает "Интерфакс".

В 2007 году правительство установило квоту в 308 тысяч человек по привлечению трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия имеет визовые отношения. Кроме того, в 2007 году на работу в Россию было разрешено приехать 6 млн представителей СНГ - в безвизовом порядке.

"В 2008 году квоты будут определяться с учетом 14 профессиональных категорий. На квоту в 2 млн человек мы вышли коллегиально. При этом сохраняется 30-процентный резерв на привлечение дополнительной иностранной трудовой силы, если будет какая-то нехватка", - сообщал в декабре директор ФМС России Константин Ромодановский.

Ромодановский утверждал тогда, что квоты будут определяться с учетом профессиональных категорий. Специалисты с Ромодановским согласны, однако бизнес-сообщество болезненно реагирует на административное урезание рынка труда, считая его экономически необоснованным.

Бизнесмены, однако, сразу предположили, что эти меры приведут к росту коррупции. Представители бизнес-сообщества, и особенно тех отраслей, где труд мигрантов наиболее востребован, весьма критически восприняли сообщение об урезании и конкретизации квот.

Так же, как и в Москве, собирающейся за счет сугубо административных мер сократить квоту на иностранцев в 2008 году в два с лишним раза, оппонентами власти выступают "профсоюзы" предпринимателей средней руки.

Сокращение квоты на иностранцев до 2 млн, как писала, комментируя заявление директора ФМС газета "Время новостей", не слишком согласуется со стратегией самой ФМС, направленной на вывод гастарбайтеров из тени методами как высоких штрафов и угроз депортации, так и перехода к уведомительной системе регистрации мигрантов. Как признавал Ромодановский, в 2007 году на учет в России поставлено 7 млн 300 тысяч иностранцев.

За разрешением на работу обратились далеко не все, а лишь 2,3 млн человек. Но и эта цифра уже превышает квоту следующего года. А ведь легализация гастарбайтеров идет весьма быстрыми темпами. В 2006 году, как с удовлетворением сравнил Ромодановский, было выдано лишь 600 тысяч разрешений на работу.

В принципе ФМС и правительство оставляют себе свободу для маневра на трудовом рынке. Несмотря на общую цифру в 2 млн, ФМС предусмотрела 30-процентный резерв на привлечение дополнительной иностранной трудовой силы, если возникнет нехватка рабочей силы.

Правда, для всех приезжих сохранится запрет торговать на рынках и работать продавцами в торговой сети (этот запрет был введен как раз новым миграционным законодательством, о котором говорил глава ФМС). "Квота нулевая", - отрезал генерал-полковник.

Специалисты с выводами Ромодановского согласились. "Успехи действительно есть, многие мигранты теперь регистрируются. Благодаря этому они находятся под контролем властей, да и сами подвергаются меньшему риску. Кроме того, они быстрее адаптируются. Правда, это уже не дело ФМС, а занятие общественных организаций и культурных обществ, которые раньше мало обращали на это внимание, а теперь активизировались", - сказал директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член Общественной палаты Валерий Тишков.

Единственным недостатком, по мнению Тишкова, является тон, в котором в обществе по-прежнему освещаются проблемы мигрантов. "В газетах и на телевидении больше рассказывали о том, какие они все преступники и злодеи, хотя это далеко не так", - считает Тишков.

При этом число нелегальных мигрантов точно подсчитать не может даже глава профильного ведомства. "Абсолютных цифр по нелегальным мигрантам нет: на то они и нелегальные, о них официально никто ничего не знает. Раньше мы называли оценочные цифры, примерно 10-15 млн человек. Сейчас я могу сказать, что мы примерно в два раза сократили этот показатель", - заявлял Ромодановский в декабре.

В октябре он же сообщал, что с начала 2007 года сумма штрафов, заплаченных работодателями за незаконное использование труда нелегальных мигрантов, составила более 3 млрд рублей.

В России трудится большое количество мигрантов из стран ближнего зарубежья. В частности, трудовые мигранты из Таджикистана, Киргизии и Молдавии, работающие в России, переводят на родину средства, которые превышают 30% ВВП этих государств СНГ.

Также в 2007 году представители МВД РФ утверждали, что наметилась четкая тенденция снижения преступлений уголовного характера и административных правонарушений, совершенных мигрантами. Вместе с тем увеличилось количество преступлений в отношении самих иностранных граждан, работающих в России.

Вместе с тем, по данным международных организаций, Россия является европейским лидером по количеству трудовых мигрантов, работающих в других странах - 48% от всего количества европейских мигрантов приходится на долю России.