Бывший сотрудник ФСБ РФ Александр Литвиненко, убитый в Лондоне радиоактивным полонием в ноябре 2006 года, возможно, планировал убийство президента России Владимира Путина и готовил серию терактов, один из которых "потрясет всю Россию, да и весь мир"
НТВ
Бывший сотрудник ФСБ РФ Александр Литвиненко, убитый в Лондоне радиоактивным полонием в ноябре 2006 года, возможно, планировал убийство президента России Владимира Путина и готовил серию терактов, один из которых "потрясет всю Россию, да и весь мир" Незадолго до смерти Литвиненко занялся чем-то очень опасным
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Бывший сотрудник ФСБ РФ Александр Литвиненко, убитый в Лондоне радиоактивным полонием в ноябре 2006 года, возможно, планировал убийство президента России Владимира Путина и готовил серию терактов, один из которых "потрясет всю Россию, да и весь мир"
НТВ
 
 
 
Незадолго до смерти Литвиненко занялся чем-то очень опасным
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Незадолго до смерти Литвиненко занялся чем-то очень опасным
RTV International

Бывший сотрудник ФСБ РФ Александр Литвиненко, убитый в Лондоне радиоактивным полонием в ноябре 2006 года, возможно, планировал убийство президента России Владимира Путина и готовил серию терактов, один из которых "потрясет всю Россию, да и весь мир".

С такими обвинениями в адрес убитого выступил со страниц газеты "Известия" Вячеслав Жарко, который ранее пришел в ФСБ с заявлением о том, что его пыталась завербовать британская спецслужба MI-6. Жарко в доказательство своей версии привел якобы сказанные Литвиненко слова: "Путину скоро конец".

- СПРАВКА: Покушения на Владимира Путина
- Жарко: Березовский хотел перебраться в Киев, и оттуда вещать на Россию
- Незадолго до смерти Литвиненко занялся чем-то очень опасным

По словам Жарко, с Березовским он знаком много лет. Еще в 1990-х годах, когда Жарко был оперативником в налоговой полиции, он оказывал олигарху мелкие информационные услуги, то есть продавал закрытую информацию за деньги.

Но Жарко считает, что это был "консалтинг". Он "пробивал" по базам фамилии, бизнес, связи названных Березовским людей. Это сотрудничество не прекратилось и после отъезда Березовского из России. Уже из Великобритании бизнесмен предлагал Жарко познакомиться с Литвиненко, но этот момент все время откладывался.

Знакомство состоялось только летом 2002 года. Тогда Литвиненко предложил Жарко заняться бизнесом. Он сначала свел Жарко с Мартином Флинтом - бизнесменом в сфере безопасности. "Несколько месяцев Флинт ко мне присматривался, а потом пропал, - рассказывает Вячеслав. - Литвиненко, когда я об этом упомянул, засмеялся и сказал, что Флинт передал меня старшим товарищам".

Вскоре Литвиненко свел Жарко еще с двумя коммерсантами - Полом и Джоном. "Все началось действительно как некий бизнес, - рассказал Жарко. - Они заказали мне некую справку. Я порылся в интернете, собрал открытую информацию, слепил документ. И прошло: они его приняли и заплатили".

Как пишет газета, российские контрразведчики установили, кто такой Джон. Это Джон Калаган, кадровый разведчик, который 15 лет работает под дипломатическим прикрытием. С 1998 по 2001 год он был первым секретарем посольства Великобритании в Москве.

Издание пишет, что Пол и Джон знали, что приобретенный ими документ – пустышка, но якобы должны были "втянуть" Жарко.

"Через некоторое время Пол и Джон торжественно сообщили, что приняли решение работать со мной, - сообщил Жарко. - Моя зарплата как консультанта составляла две тысячи евро в месяц. Плюс мне компенсировали расходы на поездки и проживание. Я спросил, нельзя ли перечислять мне деньги на счет в каком-нибудь английском банке. Оказалось, что нельзя - в целях моей же безопасности. Только наличные".

Позже Вячеславу вообще запретили приезжать в Лондон. Сказали, что это рискованно - можно попасть в поле зрения ФСБ. И вскоре ему отказали в визе. Жарко это расстроило, но Березовский сказал, что этого требуют "высшие интересы наших британских друзей". Встречаться предложил в Израиле. Литвиненко же по этому поводу сказал: "Не переживай, нас с тобой ждет большое будущее, британские друзья просто принимают меры против ФСБ".

Встречи "консультанта с партнерами" проходили примерно раз в два месяца в Стамбуле или на Кипре. Они всегда обставлялись примерно одинаково: за неделю до назначенной даты Жарко звонил в Лондон, ему называли страну, город и отель, где на его имя бронировался номер. С англичанами всегда приезжал Литвиненко, и их номера всегда были смежными.

Жарко: "Березовский хотел перебраться в Киев, хотел там купить телеканал и вещать на Россию, но его просто кинули"

Разговоры редко касались телекоммуникационного бизнеса. Британских друзей волновали совсем другие вещи. К примеру, летом 2003 года Джона больше всего интересовала Украина.

"Мы занимались Украиной весь 2004 год, - рассказал Жарко. - Литвиненко рассказал мне, что лично знаком с представителями украинской оппозиции и что Юлия Тимошенко, Давид Жвания и Роман Бессмертный не вылезают из лондонского офиса Березовского. Англичане попросили меня заняться анализом политической ситуации, а также анализом эффективности действий оппозиции, на которую Березовский, как они говорили, потратил огромные деньги. Саша (Литвиненко) говорил, что Березовский делает все неправильно, что дает деньги кому попало. Но Березовский хотел перебраться в Киев, хотел там купить телеканал и вещать на Россию. Но его просто кинули".

Интерес к Украине не пропадал у британцев на протяжении всех последующих лет. При этом они предъявили Вячеславу претензии по поводу качества предоставляемой информации. Жарко пожимал плечами, но ничего поделать не мог: все справки он готовил по открытым источникам, а других у него не было. Тем не менее ему удавалось делать достаточно точные прогнозы. В январе 2005 года Жарко предсказал разрушение "оранжевой коалиции" и разочарование в ней простых жителей Украины. Литвиненко этот анализ довел чуть ли не до истерики.

"Он кричал, что я не понимаю демократических принципов, - вспоминает Вячеслав. - Что на Украине все только и ждали "оранжевую революцию", что рейтинг Ющенко будет высоким всегда. Я и раньше замечал, что Литвиненко стал каким-то нервным. В тот раз даже англичане извинились за него - сказали, что иногда с ним такое бывает, и посоветовали не обращать внимания".

Незадолго до смерти Литвиненко занялся чем-то очень опасным

Как заявил Жарко, Литвиненко нужны были деньги - на семью, на учебу детей. А Березовский снял его с довольствия.

По словам Жарко, незадолго до смерти Литвиненко занялся чем-то очень опасным. Причем даже его кураторы в спецслужбах предпочли дистанцироваться от этой его деятельности.

Как пишут "Известия", встречи Жарко со своими кураторами стали проходить реже. Участники встреч продолжали обсуждать вопросы, касающиеся Украины, но появились и новые - деятельность неправительственных организаций в России. Затем куратор сменился - место Джона занял некий Мартин, Жарко считает его гораздо более слабым в профессиональном плане. Присутствовал и Литвиненко, который становился все более и более "загадочным" (так его состояние описал Жарко).

Однажды Литвиненко на встречу не приехал. Это было в декабре 2005 года. На вопрос Вячеслава, где он, Мартин ответил, что Литвиненко решил завести собственный бизнес, который, по мнению Мартина, слишком опасен. И настоятельно рекомендовал Вячеславу прекратить всякие отношения с бывшим чекистом "во избежание серьезных неприятностей в будущем".

И тут Вячеслав Жарко поведал о случае, который незадолго до этого якобы произошел в Турции. "Во время одной из поездок в Турцию, в августе 2005-го, Литвиненко настоятельно попросил у меня разрешения провести в моем номере какую-то встречу, - вспоминает Вячеслав Жарко. - Случайно я увидел, что он встречался с двумя бородатыми мужчинами, похожими на наших кавказцев. Видимо, в качестве дополнительной защиты от прослушки они заперлись в ванной комнате и открыли там кран. Из номера Литвиненко вышел с каким-то металлическим предметом, похожим на контейнер. Я не знаю, что это и о чем они говорили, но после этого случая Литвиненко стал еще более загадочным. Однажды он рассказал о том, что готовится серия терактов, один из которых "потрясет всю Россию, да и весь мир". При этом Литвиненко добавил: "Путину скоро конец", рассказывает Жарко, молчавший об этом почти два года.

Декабрьская встреча 2005 года, на которую не пришел Литвиненко, стала последней встречей Жарко с его кураторами. Мартин начал активно расспрашивать о связях Жарко в ФСБ, особенно в подразделениях контрразведки. Он заявил, что на Жарко потрачено немало денег, которые нужно отрабатывать. Вячеслав в ответ заявил, что информация о его связях в ФСБ является на самом деле выдумкой, и "партнеры" расстались весьма недовольные друг другом.

"Вернувшись в Россию, я прервал все контакты и с англичанами, и с Литвиненко, - говорит Жарко, - а когда я услышал о смерти Литвиненко, то все известное мне - особенно встреча с бородачами в моем номере и этот контейнер - предстало в ином свете".

Как заявляет Жарко, после пресс-конференции Андрея Лугового англичане стали звонить ему по нескольку раз в день и предлагать встретиться в какой-нибудь третьей стране. Он отказывался, но они настаивали - утверждая, что у них есть некие документы, с которыми Вячеславу необходимо ознакомиться. В довершение всего позвонил Борис Березовский и тоном давнего приятеля предложил встретиться в Израиле.

Тут Жарко, опасаясь за свою жизнь, думая, что его могут убить, и сдался ФСБ, пишет издание.