Российского сенатора Сулеймана Керимова, одного из самых богатых россиян, ставшего в Белоруссии фигурантом уголовного дела в связи с ситуацией вокруг "Уралкалия", могут допросить в рамках этого расследования в России
Russian Look
Российского сенатора Сулеймана Керимова, одного из самых богатых россиян, ставшего в Белоруссии фигурантом уголовного дела в связи с ситуацией вокруг "Уралкалия", могут допросить в рамках этого расследования в России По мнению российского политолога Станислава Белковского, Керимов и был главной целью кампании вокруг "Уралкалия", а поведение Александра Лукашенко совершенно естественно в логике эскалации конфликта
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российского сенатора Сулеймана Керимова, одного из самых богатых россиян, ставшего в Белоруссии фигурантом уголовного дела в связи с ситуацией вокруг "Уралкалия", могут допросить в рамках этого расследования в России
Russian Look
 
 
 
По мнению российского политолога Станислава Белковского, Керимов и был главной целью кампании вокруг "Уралкалия", а поведение Александра Лукашенко совершенно естественно в логике эскалации конфликта
Russian Look
 
 
 
"Россия ежегодно спонсирует Беларусь на суммы большие, чем Грузия получила помощи от ЕС и США за всю свою историю (около 2 млрд долларов)"
Архив NEWSru.ru

Российского сенатора Сулеймана Керимова, одного из самых богатых россиян, ставшего в Белоруссии фигурантом уголовного дела в связи с ситуацией вокруг "Уралкалия", могут допросить в рамках этого расследования в России. Это не значит, что отечественные следователи соглашаются с претензиями, предъявленными члену Совфеда: просто такова международная практика, сообщил источник "Интерфакса" в правоохранительных органах.

"Подобных примеров немало. В частности, крупные российские предприниматели, которые были фигурантами уголовных дел, возбужденных за рубежом, давали показания через видеотрансляцию. К ним же на допрос приезжали иностранные следователи, - рассказал собеседник агентства. - Существует международная практика, когда обвиняемый или подозреваемый по разным причинам не доступен для следствия другой страны, его допрашивают следователи страны пребывания в присутствии представителей следствия, в производстве которого находится уголовное дело".

Как ранее сообщал адвокат Керимова Анатолий Кучерена, российский сенатор и сам не против дать любые показания белорусской стороне и уклоняться от сотрудничества со следствием не собирается.

Между тем в России делу, которое завели в Белоруссии, вряд ли дадут ход. Зампред верхней палаты парламента Евгений Бушмин в интервью "Эху Москвы" напомнил, что Сулеман Керимов в России пользуется неприкосновенностью как парламентарий, и лишиться ее он может лишь в случае нарушения закона своей страны.

Председатель комитета Совета федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов в эфире "Коммерсант FM" заявил: "Как сенатор Сулейман Керимов, согласно действующему российскому законодательству, не может заниматься бизнесом. И он оставил свои активы, в том числе, вероятно, те активы, о которых идет речь в Белоруссии. Он не может обвиняться в экономических преступлениях, потому что он не ведет экономической деятельности".

"На Ferrari по Лазурному Берегу он уже не погоняет"

По мнению белорусского политолога Валерия Карболевича, на такой шаг Минск решился из-за того, что Александру Лукашенко не понравилась замедленная реакция Кремля на развивающееся дело Уралкалия - прежде всего, арест Владислава Баумгертнера.

Сам Керимов передал через адвоката, что готов не выезжать из страны, если уж из-за претензий Белоруссии попал в международный розыск. "И пусть в России Керимов по-прежнему будет чувствовать себя неприкосновенным, на Ferrari по Лазурному Берегу он уже не погоняет. Потому что во французском аэропорту его арестуют. Так что уголовное дело и объявление в розыск могут вынудить Керимова вообще не покидать Россию, а для таких ребят это страшное испытание", - уверена корреспондент "Новой газеты" в Белоруссии Ирина Халип.

"В серьезном конфликте российских и белорусских властей, шансов у Лукашенко нет"

По мнению российского политолога Станислава Белковского, Керимов и был главной целью кампании вокруг "Уралкалия", а поведение Александра Лукашенко совершенно естественно в логике эскалации конфликта. Тем временем старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков поясняет, что Белоруссия слишком зависима от России и у Москвы слишком много рычагов влияния на Минск: "Россия ежегодно спонсирует Беларусь на суммы большие, чем Грузия получила помощи от ЕС и США за всю свою историю (около 2 млрд долларов)".

"В серьезном конфликте российских и белорусских властей, если до него дойдет, шансов у Лукашенко нет. 40% белорусского экспорта приходится на Россию. Доля же российского экспорта в Беларусь - 4,3%. Не говоря уже о том, что ему банально нечем будет сводить бюджет без российских кредитов. Не говоря уже о том, что, заполнив "Северный" и "Голубой поток", увеличив экспорт через Украину, которые используются не на полную мощность, - Россия может обойтись без белорусского газового транзита вовсе" - вопрошает Жаворонков в авторской статье для "Новой газеты".

Развод "Уралкалия" и "Белорусской калийной компании"

Белорусский Следственный комитет обвиняет топ-менеджмент "Уралкалия" и БКК ("Белорусской калийной компании") в попытке замкнуть на российской компании финансовые потоки и отношения с торговыми партнерами БКК на основных рынках минеральных удобрений - в Китае, Индии, Бразилии и Сингапуре.

Следователи считают, что обвиняемые скрывали истинные размеры скидок и преференций для покупателей, занижали реальные цены, по которым сбывалась продукция, направляли финансовые потоки через подконтрольные фирмы, затягивали оплату поставленного товара.

Следственный комитет оценивает ущерб, нанесенный возможными противоправными действиями подозреваемых белорусской стороне, в 100 миллионов долларов.

В конце июля этого года "Уралкалий" заявил о прекращении сотрудничества с "Беларуськалием". Вместе компании контролировали более 40% мирового рынка калийных удобрений. В рамках "развода" "Уралкалий" прекратил экспортные продажи через БКК, доверив экспорт компании "Уралкалий-Трейдинг".

Прекращение сотрудничества практически сразу же обошлось компаниям в 20 миллиардов долларов капитализации. Цены на рынке калийных удобрений до той поры контролировали БКК и Canpotex (обслуживает Potash Corp, Agrium, Mosaic). После разделения участников БКК цены на эту продукцию начали падать - калийные удобрения, еще четыре года назад стоившие 900 долларов за тонну, подешевели до 400 долларов.