Осужденный по делу о захвате Arctic Sea руководитель группы пиратов Дмитрий Савинс дал в четверг первые показания в Архангельском областном суде
delfi.ee
Осужденный по делу о захвате Arctic Sea руководитель группы пиратов Дмитрий Савинс дал в четверг первые показания в Архангельском областном суде 22 июля 2009 года сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с экипажем из 15 граждан РФ вышел из Финляндии и 4 августа должен был прибыть в порт Беджайя (Алжир)
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Осужденный по делу о захвате Arctic Sea руководитель группы пиратов Дмитрий Савинс дал в четверг первые показания в Архангельском областном суде
delfi.ee
 
 
 
22 июля 2009 года сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с экипажем из 15 граждан РФ вышел из Финляндии и 4 августа должен был прибыть в порт Беджайя (Алжир)
Reuters
 
 
 
Рядовой пират Андрей Лунев получил пять лет колонии общего режима, а латвийский предприниматель Сергей Демченко был приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в организации захвата сухогруза
micro-news.ru

Осужденный по делу о захвате Arctic Sea руководитель группы пиратов Дмитрий Савинс дал в четверг первые показания в Архангельском областном суде, где идет процесс в отношении остальных обвиняемых в нападении на судно, назвав одной из целей захвата - повышение спроса на охранные услуги в Балтийском море, передает РИА "Новости" из зала суда.

Мосгорсуд ранее приговорил руководителя захватчиков, уроженца Латвии Дмитрия Савинса, к семи годам колонии строгого режима. Рядовой пират Андрей Лунев получил пять лет колонии общего режима, а латвийский предприниматель Сергей Демченко был приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в организации захвата сухогруза.

Савинс, отвечая на вопросы обвинения, назвал заказчиков захвата судна. По его словам, финансирование всей акции осуществлял эстонский предприниматель и бывший сотрудник спецслужб Эстонии Ээрик-Нийле Кросс. Сама идея также принадлежала Кроссу.

По словам Савинса, посредством захвата судна и получения выкупа Кросс не только хотел поправить свое материальное положение, но и создать спрос на охранные услуги судов в Балтийском море. Одна из компаний Кросса, пояснил Савинс, предоставляла охранные услуги в водах Балтики.

"В поиске кандидатур помогал Мартин Пласа, коллега Кросса, предоставивший мне более 20 анкет. Людей старались подбирать склонных к авантюризму и имевших морской опыт. Кроме того, Кросс финансировал всю подготовку к операции и выбирал судно. Впервые речь об Arctic Sea зашла еще в марте 2009 года. Всего на подготовку к захвату судна Кросс выделил мне около 175-195 тысяч евро, реально я потратил примерно на 40 тысяч меньше", - рассказал Савинс.

Архангельский областной суд в декабре прошлого года начал рассмотрение уголовного дела в отношении захватчиков сухогруза, в отношении Дмитрия Бартенева (гражданин РФ), Виталийса Лепинса (гражданин Латвии), Евгения Миронова (гражданин Эстонии), а также не имеющих гражданства Алексея Андрюшина, Алексея Булеева и Игоря Борисова, по части 3 статьи 227 УК РФ (пиратство).

История захвата Arctic Sea

22 июля 2009 года сухогруз Arctic Sea под мальтийским флагом с экипажем из 15 граждан РФ вышел из Финляндии и 4 августа должен был прибыть в порт Беджайя (Алжир). Однако 28 июля связь с судном прервалась.

По версии Министерства обороны РФ, поздно вечером 24 июля к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились четверо граждан Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России. Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт сухогруза и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжения.

Как рассказали члены экипажа судна, 8 человек были в черной одежде с надписью на спине "POLICIA". Затем Arctic Sea двигался по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование.

17 августа, спустя более чем две недели после загадочного исчезновения, Arctic Sea был обнаружен неподалеку от островов Кабо-Верде в Атлантике российским военным кораблем "Ладный" и взят под контроль без применения оружия. Затем сухогруз долгое время отказывались принимать в порту приписки на Мальте, мотивируя это тем, что на судне находятся вооруженные люди - российские моряки.

20 августа 8 задержанных подозреваемых и 11 членов экипажа судна были доставлены самолетами ВВС РФ в Москву. В этот же день 8 предполагаемых захватчиков сухогруза - были доставлены в следственный изолятор "Лефортово" в Москве.

По данным следствия, подозреваемые совершили захват судна в открытых водах, не входящих в территорию каких-либо государств. Как установили следователи, подозреваемые действовали организованно, с четким распределением ролей под видом спецподразделения.

По официальным данным, сухогруз перевозил древесину стоимостью 2 млн евро. Однако в СМИ высказывались и другие версии. Некоторые СМИ высказывали мнение, что Arctic Sea мог перевозить оружие, в частности системы противовоздушной обороны С-300.

Версии захвата Arctic Sea: за и против

Груз оружия. Arctic Sea якобы вез оружие в Иран, а захват судна организовали агенты израильских спецслужб. За: российские власти отправили для освобождения сухогруза военный корабль и скрывают подробности инцидента. Против: спрятать оружие на борту очень трудно. Избавляться от него пришлось бы прямо в море.

Похищение с целью выкупа. За: по некоторым данным, пираты требовали за судно 1,5 млн евро. Против: это было бы первое пиратское нападение в европейских водах за несколько веков. Вряд ли преступники рассчитывали, что им удастся избежать наказания.

Мошенничество ради страховки. За: в случае затопления или пропажи судна владельцы получили бы 4 млн долларов. Против: урон репутации судовладельца был бы слишком высок.

Кража судна. Пираты хотели продать корабль в неком государстве третьего мира, где его можно было бы перерегистрировать. За: преступников поймали у побережья Африки. Против: подобную схему трудно провернуть без хороших связей в месте продажи.

Бизнес-конфликт.
Владельцы судна поссорились с неким партнером по бизнесу. За: владелец сухогруза ранее разорвал контракт с обслуживающей компанией. Против: обе фирмы отрицают, что у них был конфликт.