"Новые известия" добыли копию запроса об убежище, который Эдвард Сноуден передал Польше - одной из двух десятков "выбранных" им стран. Основанием запроса в тексте указана "угроза преследования со стороны правительства США и его агентов", а также то, что на родине беглеца, скорее всего, ждет пожизненное заключение или казнь.
"Пользуясь правом свободы слова, я показал, что правительство США ведет прослушку большинства мировых средств коммуникации, и в результате власти начали в отношении меня уголовное расследование", - пишет экс-сотрудник американских спецслужб. "Меня назвали предателем и добиваются моего заключения или казни. В первом случае речь идет о пожизненном сроке, поскольку некоторые из выдвинутых обвинений подпадают под Акт о шпионаже, предусматривающий именно такое наказание", - говорится в этом англоязычном документе (не дословный, но смысловой перевод NEWSru.ru).
- Отказавшись искать укрытия в России, Сноуден избавил ее от "шока"
Сноуден в письме сравнивает свое дело с делом информатора WikiLeaks "американского солдата" Брэдли Мэннинга. Тот рассекретил ряд военных преступлений, за что "был арестован и подвергнут жестокому и бесчеловечному обращению в тюрьме до суда", отмечает автор, ссылаясь на представителя Комитета ООН против пыток.
На проходящем сейчас судебном процессе по делу Мэннинга (он является фактически закрытым.- Прим. ред.) "представляют секретные документы и слушают показания секретных свидетелей", указывает Сноуден. "Учитывая это, я не могу рассчитывать на справедливый суд и достойное обращение со мной до суда. Полагаю, что меня ждет пожизненный срок или смерть", - так заканчивает он свое прошение.
Уже 10 стран отказали Сноудену. В прессе описали худший для него сценарий
Как известно, Польша уже отказала Сноудену, как и многие другие страны. Категорическое или условное "нет" сказали Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Ирландия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швейцария. Официальной реакции пока не поступало из Китая, Кубы, Франции, Италии и Никарагуа. Запрос Сноудена на данный момент готовы рассмотреть только Боливия и Венесуэла. Эквадор вроде бы тоже не отказал, но дал понять, что без личного присутствия американца на территории страны рассмотрения не будет.
Между тем эксперт по международным делам, связанным с экстрадицией, описал журналу Time худший сценарий - если Сноудену откажут все. Тогда у России есть возможность избавиться от нежеланного лица в транзитной зоне на основании того, что у него нет документов. Его могут выслать обратно в страну, откуда он прибыл в Москву, то есть в Гонконг, говорит адвокат Дуглас Макнабб.
В мае Верховный суд Гонконга велел правительству этой автономной территории в составе КНР пересмотреть процедуры, связанные с предоставлением убежища. Процесс еще не завершен, так что формально просители вроде Сноудена могут ожидать на его территории до тех пор, пока не получат официального согласия или отказа. В этом случае американец будет находиться в Гонконге "нелегально" - ни в каком статусе.
Но, как говорит эксперт, власти Гонконга вряд ли захотят с этим смириться. У них есть два варианта: поступить "как Россия", а именно выслать Сноудена в страну, откуда тот прибыл (в США), либо задержать сразу же по прибытии, пока он еще не успел передать запрос об убежище, и, опять же, передать США - в качестве "любезности". "Если бы я был его адвокатом, я бы посоветовал ему разослать как можно больше запросов по всему миру", - заключил Макнабб.
Отказавшись искать укрытия в России, Сноуден избавил ее от "шока"
Накануне пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков объявил, что Эдвард Сноуден отказался от намерения остаться в России. По словам Пескова, выдвинутое президентом условие - "прекратить работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб американским партнерам" - разоблачителю не подошло.
А вот некоторые политологи считают, что Сноудену "помогли" принять такое решение, указав на неуместность его просьбы об убежище. У российского руководства были политические и психологические причины для отказа, уверен президент вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин. С политической точки зрения предоставить убежище человеку, который открыто объявил себя врагом Америки и ее президента в преддверии сентябрьского саммита "двадцатки" в Санкт-Петербурге, неуместно: последствием мог стать отказ Барака Обамы от участия в саммите, а для России это было бы шоком, объяснил он "Ведомостям".