Последнее российское "космическое" судно уйдет с молотка за бесценок
ski-omer.ru
Последнее российское "космическое" судно уйдет с молотка за бесценок Между тем, как рассказал бывший капитан корабля, Сергей Суворов, "телеметрическая аппаратура "Добровольского" стоит бешеных денег, в ней много палладия, платины, золота и серебра
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Последнее российское "космическое" судно уйдет с молотка за бесценок
ski-omer.ru
 
 
 
Между тем, как рассказал бывший капитан корабля, Сергей Суворов, "телеметрическая аппаратура "Добровольского" стоит бешеных денег, в ней много палладия, платины, золота и серебра
www.enlight.ru
 
 
 
Судно построено в 1968 году, его корпус ледового класса имеет износ не более 7%, а моторесурс главного двигателя и других механизмов не выработан
www.ng.ru

Научный флот России скоро лишится последнего своего "космического" судна. В подмосковном Королеве пройдет аукцион по продаже научно-исследовательского судна (НИС) "Космонавт Георгий Добровольский", которое сейчас стоит у причала в городе Светлом Калининградской области, пишет "Независимая газета".

Стартовая цена уникального лота – 24 млн. руб., шаг аукциона – всего 200 тыс. руб.

Между тем, как рассказал бывший капитан корабля, Сергей Суворов, "телеметрическая аппаратура "Добровольского" стоит бешеных денег, в ней много палладия, платины, золота и серебра, не говоря уже о том, что кроме специального космического оборудования, установленного в 26 лабораториях, на корабле много и другого ценного имущества. "Так что для покупателей это поистине Клондайк", - считает он. Из 11 кораблей космического флота СССР, а потом и России в настоящее время уцелели только два, при этом НИС "Космонавт Виктор Пацаев" давно уже выведено из плавсостава и используется в качестве одного из корпусов калининградского Музея мирового океана.

"Добровольский" был перегнан в Светлый в 2003 году распоряжением руководства "Росавиакосмоса" (ныне Федеральное космическое агентство "Роскосмос") из Санкт-Петербурга. Сегодня корабль брошен на произвол судьбы: капитан Суворов уволен, дежурный экипаж постоянно меняется, на судне нет электроэнергии и тепла. В то же время, по мнению специалистов, по своим техническим характеристикам судно пригодно к дальнейшему использованию еще в течение нескольких десятков лет. Несмотря на возраст (оно построено в 1968 году как лесовоз, переоборудовано в 1978 году), его корпус ледового класса имеет износ не более 7%, а моторесурс главного двигателя и других механизмов не выработан.

Еще год назад моряки ждали средств на ремонт, после которого "Добровольский" должен был уйти для работы к берегам Французской Гвинеи, к космодрому Куру. Но деньги так и не появились. Экипаж и ветераны морского космического флота начали борьбу за судно. Однако на их обращения не ответили ни судовладелец – генеральный директор ФГУП "НПО измерительной техники" Геннадий Райкунов, ни руководство Федерального космического агентства, по программам которого работал "Георгий Добровольский", обеспечивая связь с космическими кораблями и орбитальными станциями.

Ученые обращались даже к Владимиру Путину, требуя не допустить списания корабля. Предлагали разные варианты его дальнейшего "трудоустройства". Известный летчик-космонавт Валерий Губанов предложил обучать на "Добровольском" слушателей Высшей академии космических войск им. Можайского. Была идея использовать судно и в международных спасательных экспедициях МЧС как современный плавучий госпиталь. Правда, требовалось установить на судно дополнительное оборудование, как это сделал в свое время офтальмолог Святослав Федоров на одном из судов Черноморского пароходства. Можно было использовать НИС и для предсказаний цунами и ураганов, что особенно актуально сегодня.

Но судно было решено продать. С мнением специалистов считаться не стали.

"Страна теряет очень многое, – заявил "НГ" заместитель директора Калининградского филиала ФГУП "НПО измерительной техники" Николай Буров, бывший начальником 14 экспедиций на судах космической связи. – Например, в 1996 году "Росавиакосмос" запустил космический аппарат "Марс-96". Один из кораблей научного флота должен был обеспечить с ним связь из Южной Атлантики. Но судна в заданном районе не оказалось, и "Марс-96" таинственно исчез".

Еще в ноябре прошлого года Буров официально обратился к руководству Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с просьбой "приостановить исполнение поспешного решения Федерального космического агентства от 05.11.2004 о списании НИС "Космонавт Георгий Добровольский", так как это решение принималось с подачи людей уважаемых, но никогда не ходивших на этом судне в море, не знающих всех его мореходных качеств и истинного состояния, не являющихся профессионалами в вопросах его прямой эксплуатации". Письмо "приняли к сведению". И не более.

"Обработка получаемой от космических аппаратов информации в судовых лабораториях – это вчерашний день, – заявил "НГ" главный специалист "Роскосмоса" Леонид Вернигора. – Морские космические суда нам не нужны. Поэтому "Добровольский" обречен и будет продан".

Кстати, ремонт судна стоил бы около 900 тыс. долл. То есть чуть больше стартовой цены аукциона. Что касается покупателя, то первый претендент уже есть – некая фирма из США, интересы которой на торгах будет представлять фирма из Латвии, специализирующаяся на покупке списанных российских судов.