В условиях спада протестной активности и "роста внешней конкуренции со стороны оппозиции" доминирующая в парламенте "Единая Россия" вознамерилась выйти из "административного заповедника", в котором, по ее же мнению, сейчас находится
Единая Россия
В условиях спада протестной активности и "роста внешней конкуренции со стороны оппозиции" доминирующая в парламенте "Единая Россия" вознамерилась выйти из "административного заповедника", в котором, по ее же мнению, сейчас находится Цели, как всегда, масштабны. Если коротко - доказать, что кроме этой партии никакая другая (а их уже, к слову, 58) не способна сделать Россию процветающим государством
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В условиях спада протестной активности и "роста внешней конкуренции со стороны оппозиции" доминирующая в парламенте "Единая Россия" вознамерилась выйти из "административного заповедника", в котором, по ее же мнению, сейчас находится
Единая Россия
 
 
 
Цели, как всегда, масштабны. Если коротко - доказать, что кроме этой партии никакая другая (а их уже, к слову, 58) не способна сделать Россию процветающим государством
Reuters
 
 
 
А возможно, и вывести в лидеры мировой экономики - согласно установке правительства
Reuters

В условиях спада протестной активности и "роста внешней конкуренции со стороны оппозиции" доминирующая в парламенте "Единая Россия" вознамерилась выйти из "административного заповедника", в котором, по ее же мнению, сейчас находится. Цели, как всегда, масштабны. Если коротко - доказать, что кроме этой партии никакая другая (а их уже, к слову, 58) не способна сделать Россию процветающим государством. А возможно, и вывести в лидеры мировой экономики - согласно установке правительства.

Суть: ЕР формирует в своих недрах три платформы - либеральную, социальную и патриотическую. Замысел вроде бы благородный - вступить в диалог со сторонниками соответствующих ценностей, не являющихся членами партии, обмениваться идеями и реализовывать их политическими методами, в том числе через тот же парламент. Однако уже опубликованный на сайте партии манифест либеральной платформы (два других скоро тоже обещают обнародовать) вызывает определенные сомнения.

- Диагноз экспертов: "политическая шизофрения и паралич"

Например, в манифесте сказано: "Либерализм - это идея развития страны в том направлении, которое определяется в результате свободного выбора ее народа". Чуть ниже: "Мы за честные выборы. Однако нам вовсе не безразлично, кто победит на максимально честных и прозрачных выборах". Дальше единороссы поясняют, что это относится к "экстремистским левакам и правым радикалам, победа которых приведет лишь к насилию и беззаконию", а конкуренция между партиями "с содержательными конструктивными программами" допустима.

Но у читателя сразу же возникает традиционный вопрос: "А судьи кто?" Напрашивается вывод, что "Единая Россия" на правах властной структуры берется судить, какие партии достойны того, чтобы быть допущенными в серьезную политику. Причем сама идея конкуренции нивелируется следующим тезисом манифеста: "По нашему мнению, в политическом поле России нет других партий, кроме "Единой России", способных реализовать либеральные ценности: свободу, частную собственность, справедливость, солидарность, суверенитет".

Добрая треть манифеста посвящена "разгрому" прочих партий и движений, причисляющих себя к либеральным. Их взгляды, по мнению идеологов ЕР, "являются до странности узкой и примитивной версией либерализма, крайне непопулярной в более широких общественных кругах". Например, эти "псевдолибералы" в силу узости взглядов "отрицают роль государства в экономике и наличие чего-либо позитивного в советском опыте". Они уверены, что за 12 "путинских" лет в стране ничего хорошего не произошло, и - внимание - "считают, что все проблемы решают свободные выборы, и верят, что увеличение демократии всегда ведет к росту эффективности государства".

Интересны и рассуждения либералов ЕР о свободе прессы. "Идеи либерализма должны быть очищены от искажений, их истинный смысл должен быть донесен до граждан страны. Для этого надо вернуть политическому языку изначальные значения, включая такое понятие, как свободная объективная пресса. Среди СМИ, считающих себя либеральными, мы сегодня видим очевидные отступления от этого идеала и замену его ангажированностью одной группой, одной точкой зрения, настолько нетерпимо и даже тоталитарно звучащей, что удивляет причисление ее к либеральным", - говорится в документе.

А еще там есть такая фраза: "Средства массовой информации должны помогать решению задачи объединения нации". То есть, по логике авторов манифеста, получается, что нынешние пока еще свободные СМИ, не выполняющие политических заказов государства, не подпадают под конституционный принцип свободы слова и могут быть обвинены во вредоносной ангажированности.

Подобных посылок в манифесте много, впрочем, в ряде случаев составители сами избавляют читателя от логических суждений, предлагая готовые. Например, довольно четко дают понять свои цели: "Мы видим одну из главных задач (либеральной платформы ЕР) в том, чтобы способствовать росту влияния и авторитета партии на основе ее модернизации и совершенствования методов внутрипартийной работы и работы по взаимодействию с обществом". То же несколько другими словами: одна из основных задач платформы - "формирование наиболее дееспособных руководящих органов и, в итоге, усиление партии в целом".

Диагноз экспертов: "политическая шизофрения и паралич"

Координаторами либеральной платформы "Единой России" и авторами ее манифеста заявлены Владимир Плигин, Виктор Зубарев и Валерий Фадеев. Первые двое заседают в Госдуме, Плигин возглавляет там комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Стоит напомнить, что этот комитет рекомендовал депутатам поддержать скандальный "закон Димы Яковлева", запрещающий усыновление российских сирот американцами. И тот же комитет не нашел правовой основы для того, чтобы петиция 100 тысяч россиян против этого закона была рассмотрена в Госдуме в качестве законопроекта.

Сама ЕР после публикации либерального манифеста уже демонстрирует "усовершенствование методов внутрипартийной работы" - усиливая внутрипартийную критику. Так, депутат-единоросс Михаил Тарасенко, представитель социальной платформы, на страницах "Комсомольской правды" высказал мнение, что определение либерализма и его главные приоритеты прописаны "весьма невнятно".

Но, как всегда, по-настоящему резки в своих отзывах аналитики, не связанные с партией. Глава "Фонда эффективной политики" Глеб Павловский назвал манифест образцом репрессивного либерализма, а само появление документа - бессмысленным событием. "Вряд ли можно голосовать за все последние законы и считать себя либералом. В "Единой России" сегодня ничего либерального нет, - приводит его слова "Газета.ru". - Либерализм - это определенная идейная и ценностная концепция, которая исключает насилие над человеком, насилие над действующим предпринимателем. Ничего этого здесь (в ЕР) нет", - подытожил эксперт.

Политолог Станислав Белковский сказал тому же изданию: "Это "Перестройка-2", о которой я давно говорю. В 1990 году была создана демократическая платформа в КПСС. С точно такой же целью - перехватить оппозиционный электорат и, главное, активную часть общества, которая не доверяет самому бренду КПСС. По такому же сценарию действует "Единая Россия".

"Эта затея обречена на провал, поскольку словосочетание "Единая Россия" вызывает тошнотворную реакцию любых оппозиционно настроенных людей и изменить эту ситуацию невозможно", - убежден Белковский.

А обозреватель радиостанции "Коммерсант FM" Константин Эггерт высказал такое мнение: "Опус Фадеева, Плигина и Зубарева - попытка доказать свою полезность кураторам из администрации президента: так, мол, и так, стараемся держать нос по ветру и помогать по мере сил".

"Бесполезно, - продолжил он. - При новом идеологическом кураторе Андрее Исаеве "Единая Россия" стремительно превращается из партии, которую просто не любят, в партию, над которой будут хохотать".

Возвращение к замыслу десятилетней давности "создать несколько партий внутри одной", по словам Эггерта, "отдает политической шизофренией". "Это признаки даже не кризиса, а разложения и тотального паралича "Единой России". Для Кремля, у которого в запасе есть "Объединенный народный фронт", партия становится все большей обузой и создает репутационные риски", - заключил он.