Министерство юстиции защитило саратовскую НКО, ставшую первой организацией, к которой местные власти попытались применить вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об "иностранных агентах"
Архив NEWSru.ru
Министерство юстиции защитило саратовскую НКО, ставшую первой организацией, к которой местные власти попытались применить вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об "иностранных агентах" Павел Чиков
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Министерство юстиции защитило саратовскую НКО, ставшую первой организацией, к которой местные власти попытались применить вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об "иностранных агентах"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Павел Чиков
Facebook
 
 
 
Особого рвения в регистрации НКО как иностранных агентов не выразил сам министр юстиции Александр Коновалов, раскритиковавший новый закон после того, как депутаты поинтересовались у него, почему он не применяется
Russian Look

Министерство юстиции защитило саратовскую НКО, ставшую первой организацией, к которой местные власти попытались применить вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об "иностранных агентах". В ведомстве назвали действия саратовского управления "не вполне правомерными" и велели регионам согласовывать применение закона с центральным аппаратом, пишет газета "Ведомости".

Сразу после вступления в силу закона, обязывающего российские некоммерческие организации, финансируемые из-за границы и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве "иностранных агентов", саратовское отделение благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" получило предупреждение о необходимости отчитаться о деньгах, поступивших из-за рубежа за 2011 год. Уже тогда руководство фонда возмутило то, что организацию принуждают предоставить данные за период, когда закон находился только в разработке. Вскоре Минюст оправдался тем, что предупреждение было вынесено в соответствии со старым законодательством о некоммерческих организациях.

Но согласно письму директора департамента Минюста по делам НКО Владимира Титова, отправленному накануне в адрес фонда, предупреждение было признано "не вполне правомерным", в связи с чем региональному управлению было приказано "принять необходимые меры по недопущению впредь нарушений законодательства". В частности, в письме разъясняется, что положения закона "обратной силы" не имеют, что не позволяет требовать отчета о поступлениях из-за границы за 2011 год, сообщает газета "Ведомости", в распоряжении которой оказался текст письма.

Кроме того, как рассказал председатель правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков, который представляет интересы фонда, из Минюста последовало прямое указание регионам не применять закон об иностранных агентах без согласования с центральным аппаратом. Предполагается, что московские чиновники будут задействованы во всех судебных разбирательствах, связанных с применением нового закона. Косвенно это свидетельствует о том, что их будет не очень много, отмечает издание.

Особого рвения в регистрации НКО как иностранных агентов не выразил сам министр юстиции Александр Коновалов, раскритиковавший новый закон после того, как депутаты поинтересовались у него, почему он не применяется. Он отметил, что его концепция не предусматривает репрессивных мер, и сам Минюст не в состоянии установить иностранный источник финансирования НКО, а также выяснить, является ее деятельность политической или нет.

До недавнего времени единственной организацией, подавшей запрос на регистрацию в качестве НКО, была чувашская правозащитная организация "Щит и меч". Однако 22 января стало известно о том, что Минюст отказалось признать ее иностранным агентом без объяснения причин.