Прокуратура Иркутской области уличила региональное Министерство лесного комплекса в преступном бездействии. Выяснилось, что местный Минлесхоз в нарушение законодательства 10 лет не занимался обновлением лесоустройства и правил пожарной безопасности в лесах. Таким образом, ведомство не располагает актуальными показателями о состоянии леса в регионе, которые могли поменяться за 10 лет из-за лесных пожаров и незаконной вырубки. Минлесхоз Иркутской области обязали исправить ситуацию к декабрю 2017 года.
Западно-Байкальский межрайонный прокурор направил административный иск в Кировский районный суд Иркутска с требованием признать незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, сообщается на сайте регионального надзорного ведомства. По данным прокуратуры, Минлесхоз в нарушение законодательства более 10 лет не исполнял обязанности по организации проведения лесоустройства на территории 36 из 37 лесничеств Иркутской области. Прокуратура потребовала обязать министерство "провести лесоустройство на территории данных лесничеств в срок до 1 декабря 2017 года". "Требования прокурора удовлетворены в полном объеме", - говорится в сообщении пресс-службы.
Иск прокурора был подан после проведенной надзорным ведомством проверки в регионе. В ходе нее выяснилось, что Минсельхоз Иркутской области выполняет свои функции по рациональному использованию земель и охране лесов от пожаров "без учета требований действующего лесного законодательства".
В нарушение закона 36 из 37 лесничеств на землях лесного фонда Иркутской области имеют лесоустройство давностью 10 лет и более. Таким образом, мероприятия по охране лесов на этих территориях спроектированы на основании таксации (материальной оценки леса. - Прим. NEWSru.ru) десятилетней давности. То есть действующие в настоящее время правила пожарной безопасности в лесах Минсельхозом Иркутской области не учтены.
Кроме того, мероприятия по лесоустройству проводятся не реже одного раза в 10 лет, так как за это время обязательно происходят изменения таксационных характеристик леса (возраста, высоты, диаметра растущих деревьев, запаса древесины, ее годичного прироста. - Прим. NEWSru.ru). Поскольку иркутский Минсельхоз вот уже 10 лет не занимался обновлением лесоустройства, есть основания полагать, что реальные запасы древесины отличаются от официальных показателей в связи с произошедшими за это время пожарами и незаконными вырубками. "Присутствует высокий риск предоставления в аренду по результатам аукционов земель лесного фонда, на которых фактически отсутствуют лесные насаждения либо запасы пригодной для заготовки древесины значительно ниже в связи с произошедшими пожарами, незаконными рубками", - говорится на сайте прокуратуры.
В надзорном ведомстве заключили, что мероприятия по использованию лесов и охране их от пожаров должны проектироваться с учетом актуальных характеристик. Работу иркутского Минсельхоза в этой области признали неполноценной.
Все пожары в Иркутской области потушены
Накануне правительство Иркутской области сообщило, что в регионе потушены все лесные пожары. "За минувшие сутки было ликвидировано четыре очага, площадь которых составляла 562,2 га. Два пожара действовало на землях лесного фонда - в Братском (1,5 га) и Качугском (210 га) лесничествах. Одно возгорание было потушено в лесах города Братска на площади 0,7 га. Пожар в ФБГУ "Заповедное Прибайкалье" площадью 350 га также полностью ликвидирован", - говорится в сообщении пресс-службы.
В тушении пожаров принимали участие 187 человек, 51 единица техники, два вертолета Ми-8 для переброски сил к месту возгорания и один самолет Ан-2 для мониторинга лесопожарной ситуации. При этом режим ЧС был отменен в Качугском, Усть-Кутском районах и в городе Братск, но продолжил действовать на территории Иркутской области.
В конце сентября из-за масштабных лесных пожаров на территории Иркутской области ввели режим ЧС, в школах ряда городов были отменены занятия. Отчаявшиеся местные жители начали собирать подписи в интернете под обращением к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию.
На этом фоне журналисты обвинили губернатора Иркутской области Сергея Левченко в том, что он "проспал" пожары, чрезмерно увлекшись выборами в Госдуму. На борьбу с появившимися в середине сентября очагами возгораний была направлена наземная группировка, которая в принципе не способна ликвидировать столь сильные пожары, сообщало местное издание NewsBabr.
Летом 2016 года в Иркутской области также действовал режим чрезвычайной ситуации из-за лесных пожаров. Власти региона тогда отмечали, что большинство возгораний связаны с человеческим фактором.
Прошлым летом Сибирь также была охвачена огнем и дымом. Пожары бушевали в том числе на крупнейшем байкальском острове Ольхон. Прокуратура Иркутской области тогда выявила, что пожары на территории Прибайкальского национального парка на побережье озера Байкал тушились с нарушениями: без учета ландшафта и с использованием непригодного противопожарного инвентаря.
Сибиряки в 2015 году даже поддержали предложение представителей СМИ отправить в отставку главу МЧС Владимира Пучкова. Но чиновник остался на своем посту, несмотря на многочисленные скандалы вокруг вопроса тушения пожаров в России.
Ранее руководитель противопожарной программы Greenpeace Григорий Куксин отмечал, что в Иркутской области тушат лишь 1% от официально учтенных лесных пожаров. По сведениям эколога, это происходит в том числе из-за сокрытия реальных данных о масштабах распространения огня. "Сокрытие данных и позднее реагирование в условиях нищенского финансирования лесной охраны пока никуда не делись. Путаница и явные манипуляции с отчетами в связи с зонами контроля налицо", - писал Куксин на своей странице в Facebook.
Кроме того, весной 2016 года на фоне пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке "Новая газета" со ссылкой на данные космического мониторинга и систему дистанционного мониторинга, которую использует Рослесхоз, писала, что власти могут значительно занижать площадь лесных пожаров в России. Руководитель лесной программы Greenpeace Алексей Ярошенко отмечал, что это не позволяет МЧС и Рослесхозу оценить реальные масштабы бедствия и оказать регионам своевременную помощь.
При этом нарушения, препятствующие эффективной борьбе с лесными пожарами, происходят не только на региональном уровне, но и в федеральном масштабе. Так, в июле 2016 года Генпрокуратура РФ сообщила, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослес) спустило 76 млрд рублей на оборудование, "абсолютно бесполезное при тушении лесных пожаров". В связи с этим надзорное ведомство потребовало возбудить уголовное дело. В Рослесе заявили, что прокуроры ошиблись и бюджету был нанесен ущерб не 76 млрд, а 7,6 млн.