Первый модифицированный грузовой корабль "Прогресс" в пятницу утром отстыковали от Международной космической станции (МКС) и пустили "в свободное плавание". "Двое суток на "Прогрессе М-01М", который сегодня в 07:11 по московскому времени по команде с Земли отстыковался от МКС и начал автономный полет, будут проводить технический прикладной эксперимент", - сообщили в подмосковном Центре управления полетами (ЦУП).
Параллельно специалисты ЦУП будут тестировать новый "грузовик" с цифровой системой управления в разных режимах, чтобы, по словам эксперта, "завершить отчет по поведению корабля на всех участках полета", начиная со старта и заканчивая затоплением на космическом "кладбище". Специально для автономного полета на "грузовике" оставили немного топлива, уточнили в ЦУП.
По завершении эксперимента, 8 февраля, "Прогресс М-01М" затопят в специально отведенном районе Тихого океана, вдали от судоходных маршрутов. Освободившийся причал МКС у переходного отсека "Пирс" 13 февраля займет новый "Прогресс М-66", который доставит на МКС около 2,5 т различных грузов для обеспечения жизнедеятельности станции и экипажа. У функционально-грузового блока "Заря" "пришвартована" "спасательная шлюпка" - корабль "Союз ТМА-13", который в октябре прошлого года доставил на орбиту экипаж 18-й основной экспедиции. Третий причал - у служебного модуля "Звезда" - останется свободным до прилета в конце марта следующей пилотируемой экспедиции, сообщает ИТАР-ТАСС.
Начиная с осени 2007 года, почти все "грузовики" после отстыковки от станции используют как научный модуль. "Практика использования "Прогрессов" в качестве научных лабораторий будет продолжена и в дальнейшем", - подчеркнули в ЦУП.
С "Прогресса" запускались российские и германские микроспутники, а также исследовалась возможность применения катапультируемого кресла для спасения экипажа многоразового корабля "Буран". Некоторые из кораблей оснащались возвращаемой капсулой, с помощью которой на Землю с орбиты возвращали до 60 кг грузов.
В 2003 году "Прогресс М1-10" после отстыковки от МКС в течение месяца с помощью специальных камер вел наблюдение за районами стихийных бедствий и экологических катастроф, в 2005 году на "грузовике" в течение 10 суток тестировали некоторые режимы пассивной ориентации, а в 2007 и 2008 годах на нескольких "Прогрессах" проводили эксперимент "Плазма-Прогресс".