Спустя два месяца после катастрофы пассажирского самолета авиакомпании "Армавиа", унесшей жизни 113 человек, чиновники так и не озвучили причины этой трагедии. Все неофициальные версии сводятся лишь к одной - вине пилотов. Однако расшифровки бортовых самописцев говорят о том, что виновных в гибели людей нужно искать на земле, утверждает "МК".
На днях во Франции на основе данных расшифровки бортовых самописцев А-320 будет проведено моделирование полета и авиакатастрофы авиалайнера. В нем будут участвовать представитель России - председатель Технической комиссии Международного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы Леонид Каширский и замначальника инспекции по безопасности полетов ГУГ Армении Гагик Галстян.
Моделирование полета представляет собой сопоставление звуковых и технических параметров, которые помогут воссоздать полную модель полета разбившегося самолета. Как считают специалисты, спустя три-четыре дня МАК вынесет свое окончательное заключение о причинах трагедии.
Прошло уже три недели с тех пор, как во Франции были расшифрованы "черные ящики" с разбившегося 3 мая под Сочи авиалайнера А-320. Данные расшифровок французские специалисты передали в Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Официального объяснения причин катастрофы из МАК до сих пор так и не прозвучало, но все неофициальные версии сводятся в основном к ошибке пилотов. Однако анализ этих данных показывает, что "человеческий фактор" нельзя считать единственной причиной трагедии.
Во-первых, уточняет "МК", "ящиков" было два. Один записывал переговоры пилотов: но картины трагедии они не проясняют - стандартный набор слов, в основном на армянском языке, по-русски лишь иногда слышится обращение "брат". Второй ящик фиксировал показания приборов в полете. С точки зрения специалистов, это гораздо более ценная информация.
Когда авиалайнер, летевший по маршруту Ереван - Сочи, пролетал возле Тбилиси, грузинские диспетчеры предупредили экипаж, что в Сочи плохая погода, и поинтересовались, хватит ли им топлива, если придется лететь обратно. Летчики ответили, что топлива вполне хватит, чтобы вернуться в Ереван. На подлете к аэропорту "Адлер" местный диспетчер сообщил командиру экипажа, что нижний край облачности над аэродромом - 70 м, а в Адлере посадка разрешается при высоте облаков в 100 м.
Командир экипажа Григорий Григорян должен был принять решение: садиться или лететь обратно. Право выбора у него было, он считался опытным пилотом, "личный минимум погоды", при котором ему разрешалось сажать самолет в облаках, составлял 60 м. К тому же облака были рваными, с просветами, местами поднимались гораздо выше 70 м. И самолет пошел на посадку.
"Московский комсомолец" предлагает буквально посекундное описание развития критической ситуации на борту А-320.
По мнению летчика-испытателя Александра Акименкова, не раз садившегося и взлетавшего в Адлере, также во всем винить только пилотов нельзя. Неадекватные действия экипажа были спровоцированы техникой, то есть неожиданным отключением автопилота. "Экипажу просто не хватило высоты, поскольку столкновение с водой произошло уже на выводе самолета в горизонтальный полет. Если бы в этот момент закрылки не были убраны, то летчики наверняка справились бы", - говорит он.
"Среди нас, летчиков, нет самоубийц, - заключил летчик. - И если гибнет экипаж, уводя за собой на тот свет сотни пассажиров, то виноватых нужно искать среди оставшихся жить на земле".
Лайнер А-320 армянской авиакомпании "Армавиа" потерпел катастрофу при заходе на посадку в аэропорту Сочи в ночь на 3 мая - он упал в Черное море. В катастрофе погибли 113 человек, находившиеся на борту.
"Черные ящики" были подняты в течение трех недель с помощью глубоководного аппарата. Два бортовых регистратора представляют собой специальные блоки, которые ведут запись звуковых переговоров в кабине экипажа и фиксируют параметрические данные.