"Сегодня мы подали жалобу в порядке ст. 125 УПК в Басманный суд Москвы в связи с прошедшими обысками в квартире у Зои Световой", - рассказал "Интерфаксу" адвокат Сергей Бадамшин
Архив NEWSru.ru
"Сегодня мы подали жалобу в порядке ст. 125 УПК в Басманный суд Москвы в связи с прошедшими обысками в квартире у Зои Световой", - рассказал "Интерфаксу" адвокат Сергей Бадамшин

Зоя Светова обжаловала в суде проведение обыска в ее квартире
 
 
 
"Сегодня мы подали жалобу в порядке ст. 125 УПК в Басманный суд Москвы в связи с прошедшими обысками в квартире у Зои Световой", - рассказал "Интерфаксу" адвокат Сергей Бадамшин
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Зоя Светова обжаловала в суде проведение обыска в ее квартире
©РИА Новости / Валерий Левитин

Защита правозащитницы и журналистки Зои Световой обжаловала в суде проведение обыска в ее квартире по делу ЮКОСа 2003 года. Как утверждается, оперативники не потрудились даже ознакомить Светову с постановлением о проведении процессуальных действий.

"Сегодня мы подали жалобу в порядке ст. 125 УПК в Басманный суд Москвы в связи с прошедшими обысками в квартире у Зои Световой", - заявил "Интерфаксу" адвокат Сергей Бадамшин.

Защитник рассказал, что в жалобе приводится "целый перечень" нарушений, которые были допущены сотрудниками правоохранительных органов. "Начиная от границ обыска, когда изымаются предметы, не имеющие отношения к обыскиваемому лицу, - вещи членов семьи, в том числе профессионально занимающихся журналистикой, заканчивая процессуальными нарушениями, когда нас не ознакомили с постановлением о проведении обыска, что является нарушением права на доступ к правосудию. Последнее в том числе станет предметом обжалования в Европейском суде по правам человека", - уточнил Бадамшин.

Напомним, ранее журналистка "Открытой России" предположила, что причиной обыска стала ее профессиональная деятельность: "Главная причина обыска - месть мне за мою работу в ОНК Москвы, за мои еженедельные походы в течение последних трех лет в СИЗО "Лефортово", которое, как известно, является тюрьмой ФСБ. Заместитель начальника СИЗО Виктор Антонович Шкарин, бывший следователь КГБ, который хорошо помнил дело моей мамы, много раз говорил: он, де, уверен, что я хожу в "Лефортово" по заданию ЦРУ".

The New Times отмечает, что в истории с обыском у Зои Световой "больше всего поражает демонстративная, бессмысленная жестокость" - "11 часов в отрезанной от мира квартире перетряхивали все книги, изучали документы об обыске у родителей Световой, известных диссидентов Зои Крахмальниковой и Феликса Светова, случившемся 35 лет назад, после конфисковали мобильный мужа".

Издание отмечает, что медийное пространство получило несколько сигналов. "Сигнал первый прост, и он логически следует из текста постановления об обыске. Не связывайтесь. Может быть, вам показалось, что проекты Ходорковского в России - это вполне цивилизованно и легально: сайт "Открытой России", правозащитное направление, медийные стартапы, даже собственный (пусть и неформальный) список кандидатов на выборах в Думу. Так вот: это вам показалось", - говорится в статье.

Второй сигнал, по мнению The New Times, касается системы исполнения наказаний и подтверждается обыском, который прошел одновременно в доме координатора Gulagu.net Алены Абдуллаевой: "Все эти публикации о том, как устроена империя ФСИН, правозащитники, которые портят нервы начальству, дело Дадина, в результате которого у вполне конкретных людей внутри системы случились вполне конкретные неприятности, - это страшно раздражает. Вам, дорогие правозащитники, уже наглядно все объяснили, когда поменяли состав общественно-наблюдательных комиссий, заменив независимых членов ОНК на вполне системных, - но вы, кажется, плохо поняли. Так вот, отойдите от тюремной ограды на километр, не надо портить нам жизнь, без вас разберемся".

Третий сигнал в публикации сформулирован следующим образом: "здесь не изменилось и не изменится ничего", а "кириенковская оттепель" - это "сказки для чувствительных натур".

Напомним, ранее в поддержку Световой выступили десятки деятелей культуры и правозащитников, причем они увязали прошедший у Световой обыск с обыском, прошедшим 30 лет назад у ее родителей. Текст их заявления был опубликован в интернете.

По мнению подписавших заявление, решение об обыске у Световой было принято с учетом событий 30-летней давности. "30 лет назад такой же обыск проходил в доме родителей Зои, известных диссидентов Феликса Светова и Зои Крахмальниковой, которые провели несколько лет в ссылке. Подержав в руках хранящиеся в семейном архиве протоколы того обыска, руководитель нынешнего составил аналогичный документ. Потомственные охранники пришли к потомственным правозащитникам", - говорится в заявлении.

В то же время в Следственном комитете настаивают, что следственные мероприятия у Световой были проведены в рамках расследования по уголовному делу от 2003 года в отношении бывших руководителей и владельцев ОАО НК "ЮКОС" о хищении активов нефтяной компании и их последующей легализации. Следствие считает, что похищенные Михаилом Ходорковским денежные средства у государства и ОАО "Апатит" ныне направляются на финансирование различных организаций и физических лиц, в том числе Зои Световой.

Зоя Светова - российский журналист, публицист и правозащитник, известна своими публикациями о положении дел заключенных в исправительных учреждениях России. Сотрудничает с "Открытой Россией", журналом The New Times, ее материалы публиковались в газете "Коммерсант", журнале "Огонек", "Новой газете", "Ежедневном журнале". До 2016 года Светова была членом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Общественной палаты РФ. В 2000-х годах она сотрудничала с Фондом Сороса в Москве по программам, связанным с правами человека и судебной системой.