Заметное подорожание продуктов питания в августе-октябре стало очень чувствительным для 52,3% россиян - им пришлось снизить свои потребности, выяснили в компании "Башкирова и партнеры", опросив 1500 граждан
RTV International
Заметное подорожание продуктов питания в августе-октябре стало очень чувствительным для 52,3% россиян - им пришлось снизить свои потребности, выяснили в компании "Башкирова и партнеры", опросив 1500 граждан Не снизили аппетиты 35,9% респондентов, но денег на те же продукты они тратят теперь заметно больше
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Заметное подорожание продуктов питания в августе-октябре стало очень чувствительным для 52,3% россиян - им пришлось снизить свои потребности, выяснили в компании "Башкирова и партнеры", опросив 1500 граждан
RTV International
 
 
 
Не снизили аппетиты 35,9% респондентов, но денег на те же продукты они тратят теперь заметно больше
RTV International
 
 
 
Только 1,4% россиян не обратили внимания на скачок цен
RTV International

Заметное подорожание продуктов питания в августе-октябре стало очень чувствительным для 52,3% россиян - им пришлось снизить свои потребности, выяснили в компании "Башкирова и партнеры", опросив 1500 граждан. Не снизили аппетиты 35,9% респондентов, но денег на те же продукты они тратят теперь заметно больше. Только 1,4% россиян не обратили внимания на скачок цен.

Для борьбы с инфляцией правительство использовало экспортные и импортные пошлины, по его рекомендации торговые сети и производители заморозили цены на шесть ключевых товаров (хлеб белый и черный, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца). Но в эффективность этих мер верят только 26,4% опрошенных, а 69% считают, что цены и дальше будут расти. Из них 19,6% уже делают запасы продуктов на черный день.

В первую очередь делаются запасы товаров длительного хранения - круп, макарон, масла, рассказал "Ведомостям" ведущий аналитик компании "Башкирова и партнеры" Александр Музафаров. Однако замгендиректора "Мосмарта" Семен Слуцкий, представитель "Копейки" Анастасия Щукина и гендиректор "Инфолинка" Андрей Гуров (производит крупы, макароны) не заметили ажиотажного спроса на такую продукцию. В X5 Retail Group наблюдается только сезонный рост спроса на продукцию, используемую, например, для солений, говорит представитель компании Александра Галимова.

Запасание продуктами приведет к краткосрочному росту объемов продаж, но в среднесрочной перспективе они стабилизируются и даже немного упадут, считает аналитик Deutsche Bank Алексей Кривошапко. Производителям придется продавать больше продукции по замороженным ценам, но они нивелируют снижение рентабельности за счет повышения цен на нефиксированные товары, отмечает аналитик "Брокеркредитсервиса" Татьяна Бобровская.

Инстинкт "на черный день" впервые проявился у россиян в 1998 году

Инстинкт запасливости характерен для советского человека, пережившего проблемы с продуктами в перестройку, обесценивание денег в начале 1990-х и в 1998 году, говорит руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров. В новейшей истории в таких масштабах люди не запасались с 1998 года, соглашаются Федоров, замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин и Музафаров.

В 2006 году многие делали запасы соли во время "соляного кризиса", замечает Федоров, но тогда это коснулось только одной группы товаров. Люди запасаются, потому что не знают, что будет с ценами дальше, говорит Евгений Надоршин из холдинга "Траст": правительство ничего не объясняет.