Сергей Бабуркин проверил ситуацию в ИК-1 в связи с поступившими сообщениями от родственников осужденных
Уполномоченный по правам человека в Ярославской области
Сергей Бабуркин проверил ситуацию в ИК-1 в связи с поступившими сообщениями от родственников осужденных
 
 
 
Сергей Бабуркин проверил ситуацию в ИК-1 в связи с поступившими сообщениями от родственников осужденных
Уполномоченный по правам человека в Ярославской области

Из колонии Ярославля накануне начали поступать сообщения о взбунтовавшихся в ходе проверки ФСИН заключенных. Зеки устроили погром в ходе процедуры досмотра, в результате чего семеро из них были отправлены в штрафной изолятор. Для усмирения заключенных избили резиновыми палками.

Администрация исправительной колонии Ярославля N1 (ИК-1) рассказала "Интерфакс", что проведение личного досмотра всего контингента колонии (около 1300 человек) было плановым в соответствии с распоряжением ФСИН России. При этом "длительность и жесткость процедуры создали предпосылки для актов неповиновения со стороны некоторых осужденных", как отметил уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин.

По данным омбудсмена, в результате проверки заключенные взбунтовались и семеро из них были помещены в штрафной изолятор. "К отдельным лицам, не подчинившимся требованиям сотрудников ФСИН, были применены спецсредства: физическая сила и резиновые палки (РП)", - говорится на сайте уполномоченного по правам человека.

Во время бунта заключенные выбили стекла в окнах колонии и выбросили туда некоторые вещи. "Как можно судить из бесед с лицами, содержащимися в колонии, активную негативную реакцию со стороны осужденных одного из подразделений (отряда) колонии, сопровождавшуюся битьем стекол и выбросом предметов в окна общежития, вызвал характер, который принял досмотр занимаемых ими помещений. Недовольство вызвала порча личных предметов осужденных, а также водворение в штрафной изолятор представителя одной из национальных диаспор", - пояснил омбудсмен.

После инцидента Бабуркин встретился со всеми осужденными, водворенными в штрафной изолятор в результате бунта. "Очевидные травмы (ссадины на лице) имел лишь один осужденный. С его слов, он получил их в результате падения при его препровождении на досмотр", - сообщает пресс-служба омбудсмена. Кроме того, Бабуркин побеседовал и с другими осужденными без присутствия представителей администрации.

Омбудсмен подчеркнул, что к представителям администрации колонии претензий осужденные не высказывали. "Нарекания относились к действиям иных сотрудников, привлеченных к проведению обыскных мероприятий из других подразделений ФСИН", отметил Бабуркин.

Законность применения специальных средств по отношению к осужденным в настоящее время определяет прокуратура области, добавил правозащитник. "Сейчас в колонии работает прокуратура, проверяются документы, опрашиваются участники событий, проводятся медицинские обследования тех, кто получил травмы. Сотрудникам надзорного ведомства предстоит оценить правомерность применения силы к осужденным и ее соразмерность. Сейчас те, кто находится в ШИЗО и кто получил побои, не предъявляют резких требований. Они оценивают ситуацию спокойно", - пояснил Бабуркин агентству "Ярновости".

Также уполномоченный по правам человека в регионе встретился в ИК-1 и с представителями органов прокуратуры, УФСИН по Ярославской области, чье присутствие в колонии носило изначально плановый, штатный характер.

За последние месяцы в российских колониях произошла целая череда различных инцидентов, связанных с массовыми акциями протеста или неповиновения. Правозащитники в этой связи заподозрили, что волна бунтов могла быть намеренно спровоцирована сотрудниками ФCИН с целью оправдать ужесточение тюремной системы с помощью внесенного в Госдуму резонансного законопроекта Минюста, предлагающего расширить полномочия тюремщиков по силовому пресечению беспорядков.

Многие известные правозащитники выступили против этого законопроекта. В том числе инициативу раскритиковали уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, ее предшественник на этом посту Владимир Лукин и глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева, недавно вернувшаяся в Совет при президенте по правам человека.