Мультикультурный состав населения - классическая особенность крупных мировых столиц. В Москве миграция - как легальная, так и не совсем - только набирает обороты. Жителей ближнего зарубежья привлекает емкий рынок труда, возможность заработать
Архив NEWSru.ru
Мультикультурный состав населения - классическая особенность крупных мировых столиц. В Москве миграция - как легальная, так и не совсем - только набирает обороты. Жителей ближнего зарубежья привлекает емкий рынок труда, возможность заработать Эксперты утверждают, что пока места массового проживания иностранцев привязаны к месту работы или учебы, рассматривать их как будущие анклавы можно лишь условно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Мультикультурный состав населения - классическая особенность крупных мировых столиц. В Москве миграция - как легальная, так и не совсем - только набирает обороты. Жителей ближнего зарубежья привлекает емкий рынок труда, возможность заработать
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Эксперты утверждают, что пока места массового проживания иностранцев привязаны к месту работы или учебы, рассматривать их как будущие анклавы можно лишь условно
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В Москве пока нет своего Чайна-тауна, но уже складываются некие "Чайна-хаусы". Это бывшие общежития ПТУ и институтов
Архив NEWSru.ru

Представители различных национальностей в мегаполисах стремятся объединиться в незнакомой среде, чтобы легче адаптироваться. Однако эксперты расходятся во мнениях, как обстоит дело с этими процессами в российской столице. Некоторые утверждают, что процесс расселения по национальному признаку идет уже сейчас, другие отрицают наличие этнических кварталов. Об этническом составе российской столицы и проблемах мигрантов пишут "Новые известия".

Мультикультурный состав населения - классическая особенность крупных мировых столиц. В Москве миграция - как легальная, так и не совсем - только набирает обороты. Жителей ближнего зарубежья привлекает емкий рынок труда, возможность заработать. Однако, по официальным данным, доля русского населения Москвы почти не уменьшается. По результатам переписи населения 2002 года, 85% москвичей - русские. В 1979 году этот показатель был не намного выше - 90%. Этот парадокс легко объяснить: графы "национальность" заполнялись переписчиками со слов горожан.

Эксперты утверждают, что пока места массового проживания иностранцев привязаны к месту работы или учебы, рассматривать их как будущие анклавы можно лишь условно. "В Москве нет никаких кланов, нет целенаправленного расселения, оно идет стихийно, - сказал пресс-секретарь всероссийского Азербайджанского конгресса Фархат Агамалиев. - К примеру, многие азербайджанцы заняты торговлей, соответственно, стремятся снять комнаты рядом с местом работы".

По словам же представителя Института экономики Москвы Германа Ветрова, возникновение своеобразных анклавов в пределах Москвы неизбежно. Процесс расселения по национальному признаку идет уже сейчас, и властям ни в коем случае не надо закрывать на это глаза. "Должна быть проведена тщательная работа по интеграции приезжих в общество. Дело нельзя пускать на самотек", - считает Герман Ветров.

"О каких этнических кварталах вы говорите? Их нет в Москве, - заявил НИ пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой. - Если есть какие-то места плотного проживания представителей отдельных национальностей, то они временные. А что касается анклавов, да в Москве просто не хватит жилья, чтобы разместить рядом всех армян, таджиков или евреев. Рассматривать возможность возникновения этнических кварталов я не хочу, потому что не хочу делить москвичей по цвету кожи и принадлежности к той или иной нации".

"Москва никогда не была рафинированным городом. Издавна существовали, например, татарские слободы, - рассказал директор направления муниципального развития Института экономики города Герман Ветров. По его словам, из последних тенденций - приток выходцев с Кавказа. По результатам все той же переписи населения, увеличилось число армян: с 0,4 до 1,2%, грузин - с 0,2 до 0,5%. В то же время на одном уровне остались показатели по татарскому населению, евреям, украинцам и белорусам". Число выходцев из Азербайджана в Москве выросло с 0,1 до 0,92 процента. Неофициальные данные, разумеется, выше.

Большинство мигрантов в чужой стране предпочитают держаться вместе, селиться на одной улице или в одном микрорайоне. "С психологической точки зрения, это вполне обосновано, - комментирует психотерапевт, доцент кафедры психосоматической патологии РУДН Владимир Есаулов. - Переезд в другую страну выбивает у большинства людей почву из-под ног, на новом месте они испытывают тревогу. Если рядом есть плечо земляка, "своего", мигранты чувствуют себя значительно уверенней. Осознание того, что ты не одни на чужбине, создает иллюзию безопасности, защищенности.

Впрочем, проживание в анклавах идет на пользу далеко не всем мигрантам. Постоянное общение с земляками замедляет процесс привыкания к новым условиям жизни. Хватаясь за прошлое, человек фактически значительно медленнее движется к будущему. В этих условиях очень важна поддержка со стороны местных властей, проводящих грамотную, взвешенную и толерантную национальную политику, что позволяет мигрантам значительно успешнее адаптироваться.

Маленький Баку

Самое известное место массового проживания азербайджанцев - окрестности Ленинградского и Черкизовского рынков. Именно здесь снимают квартиры торговцы, сюда подтягивают и своих земляков. На огромной территории рынка снуют люди с гигантскими тюками, деловитые торговцы стоят за прилавками, зазывая покупателей и охотно общаясь с постоянными посетителями из местных жителей.

Своя жизнь царит и за пределами рынка. К примеру, небольшой парк с прудом ближе к метро "Измайлово" сплошь заставлен шашлычными. Владельцы - преимущественно выходцы из Азербайджана. Место здесь людное и перекусить, особенно в выходные дни, заходит множество отдыхающих. По языку и общему колориту тут невольно складывается своеобразный интернационал. Но местные жители, по словам представителя префектуры Восточного административного округа столицы, публичного недовольства не высказывают.

Китайская диаспора

В Москве пока нет своего Чайна-тауна, но уже складываются некие "Чайна-хаусы". Это бывшие общежития ПТУ и институтов. Один такой дом расположен неподалеку от метро "Сокол". Тут же китайский ресторанчик. Коридор общежития напоминает лаз. Все пространство между двумя стенами завалено огромными тюками и баулами. Только в одном этом общежитии живут 2-3 тысячи китайцев. Жилье недешево - четырехместная комната - 300 долларов, двухместная - 200. В каждой комнатушке ютится несколько семей. Семьи побогаче могут позволить себе целую комнату.

Официантка Лю с мужем принадлежат к категории счастливчиков, занимающих отдельное помещение. "Мой муж - торговец. Зарабатывает деньги, - не без гордости говорит Лю. - Раньше было тяжело. Милиция часто приходила, деньги, телефоны просто так забирала". Сотрудники органов - и сейчас нередкие гости в китайском общежитии. Обитатели "Чайна-хауса" сравнивают визиты милиционеров со стихийным бедствием.

В отличие от других национальных общин, китайская диаспора - очень закрытая. Ее представители устроили в Москве свою замкнутую инфраструктуру. По официальным подсчетам, в столице численность граждан КНР, имеющих право на трудовую деятельность, достигает 35 тыс. человек. О неофициальных можно лишь гадать.

Китайские общежития - не столько жилые дома, сколько торгово-ярмарочные центры. Здесь хранят товары, шьют вещи, продают свою еду, меняют деньги, встречают деловых партнеров и открывают офисы. По городу раскиданы полузакрытые ресторанчики без вывесок. Издаются газеты на китайском языке. Самые главные - "Лусенс" и "Московский китаец".

Вьетнамский квартал

В районе метро "Дмитровская" раскинулся вьетнамский квартал. Торговцы из Вьетнама живут в бывшем общежитии Московского государственного университета путей сообщения - вместо железнодорожников. Университет сдал в аренду почти 70% общей площади общежития. Теперь на первых четырех этажах развернулся вещевой рынок. В общежитии есть даже ресторанчик - с национальной кухней и низкими ценами.

Совсем юные братья Тань и Фам живут в России уже пять лет. Их мать работает на вьетнамском рынке, расположенном в Коптевском районе Москвы и почти не говорит по-русски. Братья, наоборот, русский знают. Когда Тань говорит на своем родном языке, голос у него очень высокий, когда же переходит на русский, то говорит почти басом.

"Раньше я жил в Ханое. Теперь учусь в школе в десятом классе, - рассказывает Тань. - Со многими русскими ребятами мы подружились, учителя относятся ко мне так же, как и к остальным ученикам. Когда я закончу школу, пойду в институт на строителя". Тань обязательно хочет вернуться на родину, но для начала ему нужно закончить учебу. Во Вьетнаме, по его словам, учиться негде. Фам с первого класса учится в московской школе и знает русский лучше всех в семье. "В классе меня называют Федя, - улыбается Фам, - У меня много друзей. Мне очень нравится в Москве".