Аналитический центр Юрия Левады подвел итоги январских опросов серии "Мониторинг". Целью исследования было, в частности, выяснить отношение россиян к власти, государственному устройству и некоторым актуальным событиям внутренней и внешней политики. Результаты опросов показали, что в настроениях россиян прибавилось оптимизма, хотя почти каждый второй полагает, что страна идет по неверному пути, пишет в четверг "Независимая газета".
Неясность курса
Почти половина (48%) опрошенных считают, что страна движется по неверному пути, противоположной точки зрения придерживаются 34% опрошенных (в декабре 2003 года во время думских выборов соотношение было - 35/51), затруднились ответить - 18%. Практически таким же это соотношение было и месяц назад.
Вместе с тем лишь один из пяти респондентов (20%) ответил, что у него имеется довольно ясное представление, в каком направлении движется страна и какие цели поставлены перед ней ее нынешним руководством. 40% сообщили, что имеют смутное об этом представление. "Ясно, что дела в стране пущены на самотек" - так ответили 14% опрошенных, 6% затруднились с ответом.
Сравнение многолетних показателей, получаемых в январе каждого года в исследовании типа "Мониторинг" в ответах на вопрос: "Как вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации?", показывает постепенное улучшение настроений россиян, наблюдаемое с начала 2000-х годов, прервавшееся в начале 2005 года (в связи с монетизацией льгот) и вновь набравшее динамику в этом январе. При этом за последние годы уменьшилась готовность россиян участвовать в протестных акциях, отмечает "НГ".
Путин думает за нас
Смутно представляя, куда идет страна, большинство граждан уверены, что это хорошо знает президент Владимир Путин. Ответы на вопрос: "Есть ли у Путина ясный план преобразований в стране и представление о том, чего он хочет добиться своими реформами?" распределились следующим образом: "определенно да" - 15%, "скорее да" - 42%, "скорее нет" - 22%, "определенно нет" - 8%.
Рейтинг одобрения/неодобрения деятельности президента остается на высоком уровне 71/27, который, однако, значительно уступает уровню января 2004 года (81/16), но все же может считаться очень высоким. Из этих данных можно также заключить, что одобрение деятельности Путина не обязательно связано с уверенностью, что он действует в рамках определенного известного ему плана - примерно 14% россиян одобряют его деятельность и без этого. По сравнению с декабрем 2005 года рейтинг доверия Путину вырос на 3% и достиг 43%, что, впрочем, также значительно ниже уровня января 2004 года (53%).
Если, согласно Конституции РФ, Владимир Путин не будет кандидатом в президенты, то 32% опрошенных голосовали бы за названного им кандидата ("наследника"), 16% - принципиально за другого кандидата, 38% поступили бы "в зависимости от обстоятельств", 13% затрудняются ответить. Эти соотношения практически не изменились за прошедший месяц.
К числу деятелей, пользующихся наибольшим доверием, в январе респонденты отнесли также Сергея Шойгу (20%), Юрия Лужкова (11%), Сергея Иванова (10%), Владимира Жириновского (9%), Геннадия Зюганова (7%), Евгения Примакова (6%), Амана Тулеева (7%), Бориса Грызлова (3%), Валентину Матвиенко (5%), Михаила Фрадкова (5%), Дмитрия Рогозина (4%), Сергея Степашина, Сергея Глазьева, Александра Жукова, Александра Лукашенко (по 3%). Ответ "нет таких политиков" дали 16% опрошенных - рекордно малый процент.
На вопрос: "Путинская "вертикаль власти" приносит больше пользы или больше вреда?" - первый вариант ответа выбрали 38% респондентов, второй - 28% и 34% затруднились ответить. 56% опрошенных согласно с тем, что "население России уже устало ждать от Путина каких-то положительных сдвигов в нашей жизни", не согласны с этим 34% опрошенных.
Чечня и Северный Кавказ
Прошедший январь ознаменовался, в частности, тем, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла чрезвычайно жесткую резолюцию, осуждающую Россию за нарушения прав человека в Чечне, за жестокости, совершаемые там силами безопасности, действующими в обстановке полного произвола и безнаказанности. Многочисленные примеры такого произвола содержатся в сопровождающем резолюцию 67-страничном докладе, напоминает "НГ".
Между тем в том, что касается российского общественного мнения, ситуация в Чечне далека от того, чтобы находиться в его фокусе. Так, всего 29% опрошенных связывают с Чечней свои надежды и опасения (20% ждут уменьшения напряженности на Северном Кавказе, 18% опасаются роста напряженности и 9% высказываются в обоих смыслах).
Однако, хотя Владимир Путин незадолго до Нового года вновь заявил, что уже три года как чеченская война закончена, 58% респондентов все же считают, что война продолжается (в декабре 2004 года об этом говорили 63%, в конце 2003 года - 67%, то есть со временем такое восприятие положения в Чечне ослабевает). Только 27% полагают, что там налаживается мирная жизнь, и это на 6% меньше, чем в декабре 2005 года.
Вообще отношение к Путину довольно заметно зависит от оценок положения в Чечне. Так, среди усматривающих там мирное строительство 44% считают, что население устало ждать от Путина положительных сдвигов, а среди убежденных в продолжении боевых действий этот процент вырастает до 62. За начало мирных переговоров высказываются три четверти верящих в то, что Чечня уже стоит на пути налаживания мира и лишь 61% думающих противоположным образом. Отличительной чертой полагающих, что в Чечне происходит устроение мирной жизни, является их хорошее отношение к странам Запада, несмотря на то что западный взгляд на ситуацию в Чечне, выраженный в документах ПАСЕ, коренным образом расходится с их суждениями.
Из тех, кто считает, что в Чечне налаживается мирная жизнь, треть верит и в то, что обстановка на Северном Кавказе в ближайший год изменится к лучшему. Среди оценивающих положение в Чечне как продолжение войны таких оптимистов всего 11% (примерно 6% населения страны). Эти люди больше уповают на продолжение боевых операций (29%). Они вообще склонны считать правильным направление, в котором движется страна; верят в то, что Путин знает, чего хочет добиться своими реформами, одобряют его деятельность на посту президента (91%), питают к нему высокое доверие (54%) и склонны голосовать за кандидата в президенты, предложенного Путиным. Тем не менее в два раза чаще, чем в среднем, в этой группе "оптимистических реалистов" встречаются респонденты, возлагающие вину за газовый конфликт с Украиной на руководство России, подчеркивает газета.
За продолжение военных операций в январе 2006 года высказались 20%, за начало мирных переговоров - 65%, что на 3% меньше, чем в минувшем декабре. В целом же от года к году прослеживается тенденция к уменьшению числа людей, выступающих за продолжение боевых действий.
17% опрошенных считают, что обстановка на Северном Кавказе в течение ближайшего года улучшится, 14% - что она станет хуже, 54% - что останется без изменений. В декабре 2005 года ухудшения обстановки ожидали 20%, так что здесь тоже отмечается некоторый рост оптимистических ожиданий.
Россия - Украина
Основной причиной резкого обострения отношений между Россией и Украиной 39% в декабре считали "безответственную политику властей Украины", стремящихся "за бесценок получить газ", 37% - стремление России "защитить свои экономические интересы", гораздо реже (12%) упоминается политическое давление России на руководство Украины ради изменения его прозападной ориентации. В январе ответы на вопрос: "Кто прежде всего несет ответственность за газовый конфликт между Россией и Украиной?" - дали следующий результат: руководство Украины - 40%, руководство России - 6%, руководство обеих стран - 31%, не политики, а компании "Газпром" и "Нафтогаз" - 11%, - затруднились ответить 12%.
Достигнутое в начале января соглашение о поставках газа и ценах на сам газ и его транзит было неоднозначно оценено в российских и зарубежных СМИ, различными политиками и экономистами. Что касается мнений широкой публики, то на вопрос: "Кто прежде всего оказался в выигрыше от того, как разрешился этот конфликт?" - 20% ответили "Россия", 12% - "Украина", 7% - "страны Евросоюза", 19% полагают, что достигнут компромисс, устраивающий все стороны, 20% - что никто не выиграл, все оказались в проигрыше. Затруднились ответить 22%.
Иерархию предпочтений в российской политике на украинском направлении можно прояснить по ответам на вопрос: "Какие цели должна в первую очередь ставить Россия в своей политике в отношении Украины?" (возможны несколько ответов): 53% считают, что это формирование нормальных рыночных отношений, в том числе введение рыночных цен на энергоносители; 44% - сохранение добрососедских отношений с Украиной; 31% - возвращение России Крыма; 21% - точное соблюдение всех договоренностей, в том числе обязательств России поставлять газ на Украину по прежним ценам до 2009 года; 18% - объединение России и Украины в союзное государство; 14% - недопущение вступления Украины в НАТО; 12% - отстранение от власти Виктора Ющенко; 4% - одновременное вступление России и Украины в ВТО; 3% - торможение принятия Украины в ЕС; 3% - раздел Украины на восточные и западные регионы. 8% затруднились с ответом.
В целом население России следующим образом оценивает возможное влияние конфликта на предстоящие в марте выборы в Верховную Раду Украины: 20% полагают, что укрепятся позиции партий, выступающих за сближение Украины с Россией; 13% - укрепятся позиции партий, выступающих за сближение Украины со странами Запада; 30% считают, что никакого особого влияния на политическую ситуацию на Украине этот конфликт иметь не будет. 37% затруднились ответить.
Еврейский вопрос
Резня в московской синагоге породила в обществе неоднозначные реакции. Часть граждан и официальных лиц постарались снизить социальную и политическую значимость этого инцидента. В другой части общества увидели в нем признак серьезной опасности на почве распространенного в широких кругах населения антисемитизма. Нашлись и сочувствующие, усмотревшие в случившемся естественное проявление протеста.
На вопрос "Слышали ли вы о резне, устроенной на прошлой неделе в московской синагоге? И если да, то как вы думаете, что это было?" ответы распределились следующим образом: 33% расценили этот инцидент как безумную выходку больного человека, на которую не следует обращать большого внимания; 26% считают происшествие на Большой Бронной признаком враждебности отдельных социальных групп по отношению к евреям; 14% - протестом против засилья чуждых нерусских сил в России; а 20% вообще ничего не слышали об этом событии. 7% затруднились ответить.
В более прямой и отчетливой форме уровень антисемитских настроений в России выявляется в ответах на вопрос: "Как вы лично относитесь к взглядам людей, которые ненавидят евреев, считают их врагами России?": 4% полностью разделяют их взгляды; 16% - не во всем разделяют их взгляды, но видят, что они порой бывают правы; 17% опрошенных выказали безразличие к данной проблеме; 32% заявили, что относятся к антисемитам в целом отрицательно; 22% считают, что такие взгляды и настроения вредны и опасны для России; 6% не сталкивались с такими людьми и настроениями и не задумывались над этим. Затруднились ответить 4%.