Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов предполагает не четыре, а минимум десять обязательных предметов, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на министра образования и науки Андрея Фурсенко. "Число обязательных предметов в стандарте не менее десяти", - сказал министр во вторник.
Четыре из этих предметов, отметил он, будут обязательны для всех: физкультура, ОБЖ, "Россия в мире", а также подготовка индивидуального проекта. Объем их изучения будет четко определен и одинаков для всех. Остальные обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести предложенных в проекте ФГОС блоков.
Так, в первый из этих блоков входят русский язык и литература, а также родной язык и родная литература. Вторая группа включает иностранные языки, третья - предметы из области математики и информатики, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору.
В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик может выбрать один или два предмета. Но в общей сложности таких обязательных предметов по выбору должно быть не более семи. Причем из этих семи школьник должен будет выбрать три-четыре предмета, которые он хочет изучать углубленно - в зависимости от его предпочтений относительно будущей профессии.
Таким образом, отметил Фурсенко, число обязательных предметов в старшей школе сократится с 14, как в настоящее время, до 10-11. Это связано с тем, что, как считают разработчики проекта, сегодня российские старшеклассники сильно перегружены. "Им просто забивают ум огромным количеством знаний, которые вымываются в лучшем случае сразу после экзамена", - сказал министр.
Проект ФГОС для 10-11 классов был разработан Российской академией образования. Предполагается, что с 2013 года некоторые школы начнут его апробацию в пилотном режиме. Внедрение этого стандарта во всех школах произойдет не раньше 2020 года, заметил Фурсенко.
В настоящее время идет активное обсуждение этих стандартов, и они не будут утверждены, пока не получат поддержку общества, подчеркнул глава Минобрнауки.
"Стандарты не будут подписаны до тех пор, пока не будет достигнуто достаточно широкое и полное согласие по ним", - сказал он. По мнению Фурсенко, в этой дискуссии должны участвовать и учителя, и преподаватели вузов, и родители.
Напомним, новые учебные стандарты вызвали бурю возмущения не только среди профессиональных педагогов, но и в обществе вообще. Протест против ввода стандарта возглавил учитель московской школы № 57 Сергей Волков. Он опубликовал в своем блоге открытое письмо, которое получило уже почти 14 тысяч подписей.
"Выбор ОБЖ и "России в мире" в качестве обязательных предметов вызывает недоумение. Мы считаем, что обязательными должны быть русский язык, математика, литература и история. Эти предметы нужны государству, заботящемуся о своем будущем", - сказал он. По мнению учителя, старшеклассник, который решил изучать естественные науки, не сможет ограничиться лишь двумя предметами из соответствующего цикла. Волков уверен, что принятие стандартов ощутимо снизит уровень российского образования.
Председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что высшая школа также критически относится к проекту: "По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьезной доработки. В школе нужна довольно твердая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями, - это и математика, и химия, и русский язык".
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пока не решается утвердить проект нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов школы. Законопроект был открыт для обсуждения 1 декабря 2010 года. За два месяца поступило почти 9 тыс. откликов. В минувший понедельник обсуждение прекратилось. В настоящее время свои альтернативы законопроекту об образовании готовят некоторые политические партии, среди них - КПРФ.
Вместе с тем в Министерстве образования и науки уверяют, что "комиссия по подготовке закона после 1 февраля максимально проанализирует все поступившие предложения, замечания и дополнения и затем выйдет с итоговым документом, который будет учитывать интересы всех участников образовательного процесса".