В министерстве образования раскритиковали сотрудников сообщества "Диссернет" за недостаточно активную деятельность - активисты, которые с успехом ищут плагиат на страницах научных работ представителей власти, не всегда приходят отстаивать свою позицию, передает "Интерфакс". Между тем в самом "Диссернете" жалуются на ВАК, который не допускает на заседания доверенных лиц сообщества.
По словам замминистра образования Людмилы Огородовой, министерство получает множество писем от "Диссернета" о плагиате в диссертациях. "Мы получаем огромное количество писем от "Диссернета". Эти письма по спискам прямо приходят к нам с просьбой лишить степени в связи с заимствованиями", - рассказала Огородова на совместном совещании ВАК и министерства.
Она объяснила, что рассмотрение этих типовых обращений - длительный процесс: сначала проверяется оформление письма с обвинением в плагиате, затем оно направляется в диссертационный совет, где защищался обвиняемый в некорректных заимствованиях чиновник, и лишь затем диссертационное дело рассматривает экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и президиум ВАК.
Претензии Огородовой заключаются в следующем: "Диссернет", по ее мнению, не всегда правильно оформляет свои письма. Кроме того, сообщество не отстаивает до конца свою позицию по обвинению в плагиате. "Во-первых, оказалось, что фамилии (сотрудников "Диссернета", отправляющих письма в министерство. - Прим. NEWSru.ru), которые стоят в подписи, не проживают по этому адресу в этом письме. Мы увидели, что люди, которые ставят эти подписи, по два-три раза не приходят на президиум (ВАК. - Прим. NEWSru.ru)", - сказала Огородова.
"По нормативной базе они должны прийти и представить свою позицию, ее обосновать, - объяснила замминистра. - И у нас возникает вопрос: а мы сейчас на кого будем работать? Кто такие эти люди? Писать в интернет - хорошо, но прийти и защитить свою позицию - это, наверное, другое".
При этом, что интересно, сотрудники "Диссернета" обвиняют ВАК в том, что не всегда могут присутствовать на заседаниях по плагиату. "Следующим после диссертационных советов кругом ада, по которому странствуют заявления "Диссернета" о лишении плагиаторов ученых степеней, являются экспертные советы Высшей аттестационной комиссии. Сюда жалобы попадают вне зависимости от того, положительную или отрицательную "визу" дают диссоветы. И здесь "Диссернет" столкнулся с необъяснимым явлением - прекращением действия нормы Гражданского кодекса РФ о представителе по доверенности", - говорится в статье сооснователя сообщества "Диссернет" Андрея Заякина в "Новой газете".
Заякин, ссылаясь на российские законы, замечает: "Очевидно, что вместо заявителя (который может находиться за границей, как я, или быть очень занятым на выборах в Мосгордуму, как наш добровольный помощник Владислав Наганов) в этих процедурах может участвовать его представитель. Однако ВАК категорически отрицает эту норму закона и считает, что имеет право не допускать представителей на заседание ЭС ВАК".
"Всякий раз нашим представителям объявлялось, что "регламент" предусматривает участие в заседании "заявителя". То, что в российском законодательстве отсутствует явный запрет на участие "представителя заявителя" в оспаривании акта Министерства образования или ВАК, господина Игнатьева (начальник отдела ученых степеней ВАК Сергей Владимирович Игнатьев. - Прим. NEWSru.ru) не останавливало ни разу", - рассказал Заякин.
Стоит добавить, что деятельность "Диссернета" постоянно подвергается критике. Так, в феврале этого года министр образования Дмитрий Ливанов признался, что не одобряет деятельность сообщества, занимающегося проверкой диссертаций известных людей на плагиат. По его мнению, проблему активисты так и не вскрыли. Касаясь причин этого, Ливанов объяснил, что, во-первых, факт плагиата может устанавливать только эксперт. Во-вторых, члены "Диссернета" на своем сайте размещают только негативные результаты, и непосвященному в проблематику человеку в итоге кажется, что все ученые - жулики и обманщики, а это не так.
По мнению Ливанова, неправильно также проверять диссертации только политиков и бизнесменов, так как если эту деятельность политизировать, то получается политическая акция. "Она не имеет никакого отношения к естественному желанию научного сообщества очистить свои ряды от фальсификаторов и халтурщиков", - считает министр.
"В принципе неважно, украл человек текст или сам написал бессмысленный набор слов, за которым нет никакого нового содержания", - заявил глава Минобрнауки, говоря о диссертационных скандалах и состоянии российской науки.
Стоит отметить, что первый проректор РЭУ имени Плеханова Леонид Брагин также назвал подход "Диссернета" "неправильным". В интервью "Коммерсант Online" в мае Брагин заявил: "Использовать его (программу "Антиплагиат". - Прим. NEWSru.ru) так, как делают активисты "Диссернета", неправильно. Они весело шутят о том, насколько велики заимствования в работах конкретных людей, называют их имена и должности, но это не научный подход. Нельзя на основании одной лишь компьютерной программы заявлять о несостоятельности всей научной работы. Могу привести пример из жизни. Преподаватель нашего вуза жаловалась, что, согласно "Антиплагиату", она свою работу списала из студенческих рефератов".
"Для меня очевидно: проверять диссертации должен специалист именно в этой научной области. Он знает, что писали другие ученые, какие исследования проводились у нас и желательно за рубежом, - добавил он. - Все может быть: вдруг человек допустил техническую ошибку, забыл кавычки поставить, но из контекста понятно, что он не присваивает себе чужие достижения".
Количество диссертационных советов Минобрнауки сократит, а клятвам в министерстве не верят
В Минобрнауки считают, что клятвами защитить диссертации от плагиата в России не получится, так как законодательство отличается от западного. Предложение использовать клятвы во время защиты научной работы в ведомстве оценили критически.
Замглавы Минобрнауки РФ Людмила Огородова сказала: "Дело в том, что там эта клятва имеет юридические механизмы, что называется, преследование. А у нас таких механизмов нет". Она пояснила, что поскольку юридически соискатель не несет ответственности за такие слова, сказанные в ходе своей защиты, такой механизм в России работать не будет. "Конечно, мне бы, может быть, хотелось, чтобы все клялись мне каждый день", - заключила она.
Между тем в министерстве решили повысить эффективность диссертационных советов, сократив их число. В ближайшие месяцы их количество сократится почти в полтора раза, сообщил председатель ВАК Владимир Филиппов, передает ИТАР-ТАСС.
"Год назад в стране было около 3200 диссоветов. Через несколько месяцев останется на тысячу меньше", - отметил Филиппов. Сокращение диссертационных советов проводится в порядке целенаправленной работы Минобрнауки по оптимизации их сети, это, по его мнению, позволит сделать их компетентнее и требовательнее.
Филиппов обратил внимание на улучшение организации диссертационных советов. "Качественно изменятся их составы. Прежде всего они будут на базе ведущих, признанных научных организаций или базе ведущих учебных заведений, где есть научные школы по данной отрасли, - объяснил он. - Самое главное: идет оптимизация сети на базе того, что в составы диссоветов должны входить эффективно работающие, активно публикующиеся ученые. Чтобы у них за последние 3-5 лет были публикации в ведущих мировых журналах".
Людмила Огородова, в свою очередь, сообщила, что в стране закрыты 408 диссертационных советов из числа тех 655, что были приостановлены в начале года за несоответствие еще старой нормативной базе 2011 года. "Еще в апреле было порядка только 20-30 ходатайств о продлении, в мае их чуть побольше стало, всего набралось около 120 ходатайств о продлении", - сказала Огородова.
Кроме того, 877 диссоветов из действующих с 1 января 2545 не соответствуют новой нормативной базе 2014 года, сообщила чиновница. Им дан срок до 15 октября, чтобы привести себя в соответствие с законодательством, в противном случае они также будут закрыты. Почти 250 диссоветов уже провели в этом году необходимые изменения в своей организации.
Глава ВАК заверил, что у диссертантов не возникнет очередей из-за сокращения диссертационных советов. "У нас сотни диссоветов недогружены, имеют в год одну-две кандидатские защиты и вообще не имеют докторских", - подчеркнул Филиппов.