Ходорковский: "Мы очень близки к национальному самоубийству, но догнать Запад можно за 20-25 лет"
khodorkovsky.ru
Ходорковский: "Мы очень близки к национальному самоубийству, но догнать Запад можно за 20-25 лет" Бывший руководитель НК ЮКОС, отвечая на вопросы слушателей радиостанции "Эхо Москвы", заявил, что никогда не владел никакими предметами роскоши, потому что ни ему, ни его семье это было неинтересно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ходорковский: "Мы очень близки к национальному самоубийству, но догнать Запад можно за 20-25 лет"
khodorkovsky.ru
 
 
 
Бывший руководитель НК ЮКОС, отвечая на вопросы слушателей радиостанции "Эхо Москвы", заявил, что никогда не владел никакими предметами роскоши, потому что ни ему, ни его семье это было неинтересно
Moscow-Live.ru
 
 
 
Как отметил Ходорковский, он никогда не понимал и не поймет веры в то, что иностранцы спасут Россию. "Это наша страна, наша ответственность и только мы можем решить наши проблемы", - сказал он
Moscow-Live.ru

Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский, отбывающий срок в карельской колонии по обвинению в хищении нефти, отвечая на вопросы пользователей сайта радиостанции "Эхо Москвы", оценил настоящее и будущее России, в очередной раз рассказал о деятельности своей компании и порассуждал о проигранной свободе, которую можно вернуть. Вопросы были переданы осужденному олигарху в колонию в городе Сегежа в конце сентября через его адвокатов.

Из опубликованных утром во вторник ответов стало известно, что Ходорковский считает, что Россия отстала от стран с передовой экономикой примерно на 30-50 лет, однако у страны пока есть шанс преодолеть такой гигантский отрыв за 20-25 лет. Необратимым его может сделать состояние общества, уверен бизнесмен. "Мы очень близки к национальному самоубийству. Попытки сохранить империю вместо построения национального правового государства обошлись нам очень дорого. И продолжают обходиться", - отметил экс-глава ЮКОСа. По его мнению, сегодняшняя власть ведет себя как оккупант в собственной стране.

Для того, чтобы поднять страну, Ходорковский предложил призвать в Россию "всех желающих, кто идентифицирует себя с русской культурой". "Для этого необходимо изменить среду, перейти к европейской, плюралистической модели с разделением властей и влиятельной оппозицией. Тогда мы можем рассчитывать на приток высококультурного населения и на раскрытие талантов соотечественников на пользу нашей стране. Сегодня мы делаем ровно обратное, и образованные люди бегут", - считает осужденный предприниматель.

Как отметил Ходорковский, он никогда не понимал и не поймет веры в то, что иностранцы спасут Россию. "Это наша страна, наша ответственность и только мы можем решить наши проблемы", - сказал он. В этой связи бизнесмен считает мифом утверждение, что запрет на деятельность иностранных банков в России помешал развитию страны - ведь "западные банки никогда не выбирали ту квоту, которую им предоставили".

Михаил Ходорковский считает, что в России возможно высокотехнологичное производство. "Более того, ментальность россиян встраивается в потребности такого процесса. Мы любим искать и находить новые решения, рисковать, делать уникальное. Весь вопрос в системе управления государством, и, отсюда, - в его приоритетах. Сегодня они не способствуют реализации талантов в России. Творческие, востребованные люди уезжают", - написал опальный олигарх.

О возможности светлого будущего и проигранной свободе

По мнению Ходорковского, будущее у России безусловно есть. На вопрос, что ждет наших детей в стране, бизнесмен ответил так: "То, что мы им оставим. Наши отцы и деды победили в войне, но проиграли свою и нашу свободу. Как вспомнят нас? Поколением победителей или проигравших?".

Как считает экс-глава ЮКОСа, путь к светлому будущему для России состоит в европейской линии развития, ведь наша культура - европейская, что подтверждают вехи истории. "Наиболее современная европейская модель (без деталей) - социальный либерализм, на базе экономики знаний, и правовое государство", - уверен Ходорковский.

По мнению Ходорковского, пока у России остается имперский синдром - демократии в стране не будет. "Пора признать, что мы - не Империя, а национальное государство! Не согласен, что Россия при демократии развалится. Россия вполне готова стать национальным правовым государством европейского типа. Главное здесь - культура", - считает экс-глава ЮКОСа.

Как считает Михаил Ходорковский, если все же произойдет развал страны, это будет "следствием возмущения чрезмерным централизмом и экономической отсталостью, следствием авторитарного политического режима".

На вопрос, есть ли у России шанс стать европейской страной, сохранив территориальную целостность, экс-глава ЮКОСа ответил, что это единственный шанс. "Единство страны обеспечивается единством культуры и экономики. Русская культура является европейской. Попытки в очередной раз выдумать некую "особость", находясь между 500-миллионной Европой, 1,5-миллиардным Китаем и 500-миллионной мусульманской Азией, неизбежно приведут к развалу страны. У нас попросту не осталось времени на подобные эксперименты", - считает он.

О "яхтах, дворцах и бриллиантах"

Бывший руководитель НК ЮКОС, отвечая на вопросы слушателей радиостанции "Эхо Москвы", заявил, что никогда не владел никакими предметами роскоши, потому что ни ему, ни его семье это было неинтересно.

"Я всегда все годы вкладывал все средства в развитие производства. В освоение месторождений. В строительство и реконструкцию заводов. Большие средства лично я передавал на образовательные проекты в нашей стране, на благотворительность. Сегодня компания осваивала бы Восточную Сибирь и развивала бы новую энергетику. А яхт, дворцов, бриллиантов у меня никогда не было. Мне это не интересно, моей семье - тоже", - написал Ходорковский.

Предприниматель заявил, что высказывания о том, что он купил "ЮКОС" в 1995 году по заниженной цене - миф. "Биржевые котировки акций в середине 1990-х не отражали реальность. В 1998 году ЮКОС стоил меньше 200 млн долларов по таким же котировкам. На самом деле, в 1995 году 350 млн долларов за 70% холдинга, владевшего 38% дочек, и с долгом в 3 млрд долларов, не казались слишком низкой ценой. Особенно перед выборами с высокой вероятностью победы коммунистов", - пояснил он.

По словам Ходорковского, во времена ЮКОСа все крупные компании работали по похожим схемам. "Все крупные компании работали тогда по одной из трех схем: инвалиды (льготы инвалидов); субвенции (возврат денег из бюджета); региональные налоговые льготы - их использовало большинство компаний. Наши, и не только наши, аудиторы, юристы считали последнюю схему законной. Юристы правительства были согласны с такой точкой зрения. Более того, мы согласовывали с Минфином, сколько налогов платить в каком регионе. Это влияло на трансфер", - отметил он.

О своем тюремном сроке: не признает вины, даже если это потребуется для УДО

По словам Ходорковского, он расценивает пребывание за решеткой как испытание. "Все мы грешим в своей жизни и лучше искупать грехи здесь, а искупать можно лишь делом, мое дело нынче - испытание. Справедливость же в том, что это испытание мне по силам, иначе я давно перестал бы быть собой", - написал экс-глава ЮКОСа.

На вопрос, если бы к моменту ареста он знал, что его ждет тюрьма, уехал бы из страны или все равно остался, Ходорковский ответил: "Знал бы, что впереди столько лет тюрьмы, - возвращаться было бы намного тяжелее. Но иначе я бы не смог, и все равно вернулся бы, чтобы защищать свое достоинство".

Экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что не признает свою вину и считает все предъявленные обвинения несправедливыми. "В сфере налогообложения у нас очень корявое законодательство, поэтому споры о том, что законно, а что нет - обычное явление для любой компании и должно рассматриваться в порядке арбитражного с производства.

Признание вины в уголовном преступлении, которого не было, совсем иное. Это лжесвидетельство. От него обязательно пострадают невинные люди. Ценой лжесвидетельства покупать свободу я не могу", - написал Ходорковский в ответ на предложение признать вину и получить шанс на условно-досрочное освобождение.

О Путине и неизбежной революции

Несколько вопросов слушателей "Эхо Москвы" были посвящены отношению Ходорковского к премьер-министру Владимиру Путину, который ранее обвинял руководителей ЮКОСа в серии убийств, а перед вынесением приговора Ходорковскому и Платону Лебедеву в конце прошлого года процитировал известное высказывание Глеба Жеглова: "Вор должен сидеть в тюрьме".

На вопрос, почему Ходорковский не подает иск против Путина, опальный олигарх ответил: "Бессмысленно судиться в отсутствие суда. А реальную ситуацию все интересующиеся знают". На вопрос: "ВВП человек с совестью? Он государственник?", осужденный бизнесмен ответил так: "Путин проходит эволюцию обычного автократа. Среда засасывает. А жаль".

По словам экс-главы ЮКОСа, он не собирается мстить власти. "Мне не нравится то, что делает с людьми нынешняя власть, и я не хочу быть на них похожим", - пояснил он.

Один из слушателей поинтересовался: "Если Вы смелый, то ответьте на вопрос конкретно: а у нас президент и премьер - вор или нет?" "Кто Вам сказал, что я такой смелый, как Вы думаете? Просто есть то, чего я боюсь больше, чем Президента и Премьера. Называется - совесть. А лгать, домысливать - не привык. Разбирайтесь сами", - написал Ходорковский в ответ.

Как считает экс-глава ЮКОСа, революция в России неизбежна, поскольку сам Владимир Путин не уйдет. Однако он надеется, что революционная смена власти пройдет бескровно. Впрочем, в ближайшей перспективе страну ожидает долгий застой, полагает Ходорковский.

Свои надежды экс-руководитель ЮКОСа возлагает на либеральную оппозицию, которая, по его мнению, должна защищать ценности свободы и прав человека в годы застоя, а после – смягчить ход и последствия революции, став частью постреволюционной коалиции.

О приписываемых руководителям ЮКОСа убийствах

На вопрос, действительно ли у него "руки по локоть в крови", Ходорковский ответил отрицательно. "Более того, - нет ни одного факта гибели какого-либо человека, действительно серьезно влиявшего на состояние ЮКОСа или мое лично", - заявил он.

Как подчеркнул экс-глава ЮКОСа, в службе безопасности компании, которую он возглавлял, не было никаких убийц. "Ни один сотрудник этой службы не обвинялся в том, что кого-то убил. Убийцами "признали" себя другие - те, кого назначило следствие. Им же поручили оболгать Алексея Пичугина. Они это сделали, правда, потом отказались, о чем власть предпочитает не распространяться. Те, кто знают современные тюремные реалии, - понимают, как и почему рождается лжесвидетельство заключенных, особенно - выгодное властям", - пояснил Ходорковский.

Напомним, в августе 2007 года Мосгорсуд приговорил бывшего начальника отдела службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина к пожизненному заключению, признав его виновным в организации убийств в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и директора московской фирмы "Феникс" Валентины Корнеевой, а также в организации покушений в 1998 и 1999 годах на управляющего австрийской компании "Ист Петролеум" Евгения Рыбина. По версии следствия, Пичугин действовал по "заказу" бывшего топ-менеджера и одного из совладельцев компании Леонида Невзлина.

Ходорковский, отвечая на вопросы слушателей "Эхо Москвы", заявил, что не считает Пичугина виновным. По его мнению, дело было сфальсифицировано, и сфальсифицировано крайне грубо.