В качестве приоритетных версий катастрофы Як-42 под Ярославлем рассматривается отказ одного из двигателей, а также непрофессиональные действия пилотов, которые, несмотря на возникшие проблемы, пытались поднять самолет в воздух
Reuters
В качестве приоритетных версий катастрофы Як-42 под Ярославлем рассматривается отказ одного из двигателей, а также непрофессиональные действия пилотов, которые, несмотря на возникшие проблемы, пытались поднять самолет в воздух В то же время, как отметил источник агентства, экипаж не сообщал диспетчеру о технических проблемах. Последними словами пилотов, которые он услышал, была просьба разрешить взлет
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В качестве приоритетных версий катастрофы Як-42 под Ярославлем рассматривается отказ одного из двигателей, а также непрофессиональные действия пилотов, которые, несмотря на возникшие проблемы, пытались поднять самолет в воздух
Reuters
 
 
 
В то же время, как отметил источник агентства, экипаж не сообщал диспетчеру о технических проблемах. Последними словами пилотов, которые он услышал, была просьба разрешить взлет
Global Look Press
 
 
 
Ранее в СМИ было озвучено мнение источника в авиационных кругах о том, что технические характеристики Як-42 не позволяют ему взлетать на двух двигателях при сломанном третьем
Global Look Press

В качестве приоритетных версий катастрофы Як-42 под Ярославлем рассматривается отказ одного из двигателей, а также непрофессиональные действия пилотов, которые, несмотря на возникшие проблемы, пытались поднять самолет в воздух.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в комиссии по расследованию причин крушения, самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и проехал по траве примерно 400 метров. "При этом на газоне остались следы только от задних тележек. Это свидетельствует о том, что пилоты пытались поднять самолет в воздух", - сказал он.

Он дал понять, что в данном случае пилоты должны были предпринять экстренное торможение, но вместо этого они до последнего момента пытались поднять его в воздух. Почему они действовали именно так - непонятно. Ранее эти две версии причин - ошибка экипажа или технический сбой - озвучивали эксперты и Следственный комитет.

- В Ярославской области объявлен траур: из 45 человек на борту выжили лишь двое
- NYT вспоминает похожую трагедию - гибель хоккеистов скрывали от Сталина
- Были "предвестники" катастрофы, но на них не обратили внимания
- Очевидцы: в воде плавали пристегнутые к креслам мертвые тела, а река горела
- Как помочь близким погибших

В то же время, как отметил источник агентства, экипаж не сообщал диспетчеру о технических проблемах. Последними словами пилотов, которые он услышал, была просьба разрешить взлет.

Ранее в СМИ было озвучено мнение источника в авиационных кругах о том, что технические характеристики Як-42 не позволяют ему взлетать на двух двигателях при сломанном третьем. Но, комментируя это, в Татарстанском межрегиональном управлении Росавиации заявили, что Як-42 все же может это сделать. Тем более, что самолет был не загружен: в салоне было чуть более 40 человек при вместимости 120, добавил руководитель управления Шавкат Умаров.

Он подтвердил, что разбившийся самолет в середине августа проходил техобслуживание в Казани, в сертифицированном центре по обслуживанию воздушных судов. "Техобслуживание прошло нормально, выдана соответствующая документация установленного образца, самолет полетел работать дальше", - сказал он.

Умаров, однако, затруднился сказать, проверялись ли в этом центре двигатели. "Это зависит от количества налета часов того или иного двигателя: есть пятидесяти-, сто-, трехсотчасовые. В зависимости от этого и проводятся определенные виды работ", - пояснил он.

Глава управления уклонился от ответа на вопрос о возможных, на его взгляд, причинах трагедии. "Я ничего не могу сказать, все может быть, идет расследование. Но то, что это произошло на взлете, говорит о том, что произошло что-то неординарное. Когда вы одно и то же делаете каждый день, это у вас должно получаться, а тут что-то предположить даже тяжело", - цитирует его "Интерфакс".

По мнению Умарова, то, что разбившийся под Ярославлем самолет 1993 года выпуска и имел сертификат летной годности до 1 октября 2011 года, никакого значения не имеет. "Это как в случае с техобслуживанием автомобиля: самолет раз или два раза в год проходит техосмотр. В случае положительного результата очередной проверки этот самолет мог летать еще тысячу лет", - сказал он, подчеркнув, что Як-42 - надежный самолет.

"У нас все самолеты надежные. А упасть может и совсем новенький самолет, как это случилось с совсем новеньким самолетом Airbus во Франции. Всякое бывает", - заключил Умаров.

В Ярославской области объявлен траур: из 45 человек на борту выжили лишь двое

В связи с авиакатастрофой, в которой погибли хоккеисты и тренеры ярославского "Локомотива", губернатор области Сергей Вахруков объявил трехдневный траур с 9 по 11 сентября, передает ИТАР-ТАСС. Напомним, из 45 человек, находившихся на борту, выжить удалось только двоим - члену экипажа Александру Сизову и нападающему "Локомотива" и сборной РФ Александру Галимову.

Всем родственникам погибших региональные власти выплатят по 300 тысяч рублей. Мэрия Ярославля выплатит им по 150 тысяч рублей. Авиакомпания "Як-Сервис", которой принадлежал разбившийся самолет, выплатит семьям по 2 миллиона рублей.

На брифинге в аэропорту "Туношна" в четверг Вахруков подчеркнул, что главная задача сейчас - завершение подъема тел и работа с родственниками: "Идет опознание, с родственниками погибших работают психологи. Специально созданная комиссия занимается организацией похорон и отправкой тел".

"Правительство области определило несколько мест для похорон, то есть это некие компактные места, где можно будет похоронить хоккеистов, жертв авиакатастрофы, и куда могут приходить ярославцы, чтобы почтить память. Но решение, естественно, будут принимать родственники", - добавил глава региона.

Западная пресса вспомнила единственный похожий случай - гибель хоккейной сборной СССР при Сталине

Западная пресса откликнулась на трагедию статьями, в которых оплакивает дальнейшую судьбу ярославского хоккея, вспоминает страшные исторические примеры и клеймит качество обслуживания и безопасности российского авиатранспорта.

"В России был только один несчастный случай, сопоставимый с гибелью "Локомотива", - пишет The New York Times. - В 1950 году погибла буквально вся сборная СССР по хоккею, когда на подлете к аэропорту Свердловска самолет потерпел крушение в условиях снежной бури. Администратор команды Василий Сталин скрыл этот факт, опасаясь реакции отца. Сталин-младший немедленно набрал новую команду, и отец, видимо, так и не заметил разницы".

Самолет Ли-2 с 11 хоккеистами, врачом и массажистом команды ВВС разбился 5 января 1950 года вблизи аэропорта "Кольцово". Это, впрочем, не единственная похожая трагедия в истории советского спорта: в августе 1979 года страну потрясла гибель футбольной команды ташкентского клуба "Пахтакор". Как и пассажиры разбившегося теперь Як-42, футболисты клуба летели в Минск. Их Ту-134 столкнулся с другим самолетом на высоте 8400 метров: погибли 17 игроков и тренеров "Пахтакора".

По мнению NYT, катастрофа под Ярославлем нанесет сильный ущерб российскому хоккею. Бизнесмены и госкомпании вкладывают много денег в Континентальную хоккейную лигу, в том числе в вербовку иностранных звезд. "После авиакатастрофы эти звезды наверняка задумаются, стоит ли принимать предложения", - говорится в статье, на которую ссылается InoPressa.

Кроме того, вчерашнее крушение - это очередное страшное свидетельство проблем с безопасностью на авиатранспорте в России, продолжают американские журналисты. Они напоминают, что в этом году произошло восемь авиакатастроф со смертельным исходом, в том числе шесть - с июня по сей день.

The Los Angeles Times пишет, что ярославский "Локомотив" пал жертвой такой хронической болезни России, как низкое качество обслуживания и неудовлетворительная безопасность на авиатранспорте.

Газета приводит слова замминистра транспорта Валерия Окулова о том, что с 1 января будут списаны пассажирские авиалайнеры, не оснащенные автоматическим оборудованием, предупреждающим о потенциальном столкновении с землей или другими объектами. "Как минимум один эксперт говорит, что этого недостаточно", - отмечает автор.

Бывший летчик-испытатель Александр Акименков поясняет: "Не все самолеты российского производства удастся заменить иностранными, поскольку для зарубежных самолетов у нас просто нет надлежащей инфраструктуры". Вдобавок, по его словам, пилоты не проходят надлежащего обучения для управления в кризисных ситуациях российскими самолетами с минимумом бортовой электроники. "Мне очень не хочется так говорить, но ситуация плохая, и самолеты будут разбиваться вновь и вновь", - предупредил он.

Корреспондент The Los Angeles Times, как и коллеги из Нью-Йорка, тоже предполагает, что из-за авиакатастрофы привлекательность Континентальной хоккейной лиги, которая позиционируется как альтернатива американской Национальной хоккейной лиге, поблекнет.

Были "предвестники" катастрофы, но на них не обратили внимания

В свою очередь российская пресса обращает внимание, что "тревожные звоночки" были незадолго до катастрофы - инциденты с самолетами "Як" произошли в Анапе и Новом Уренгое, но никто не придал этому значения.

Два ЧП с пассажирскими Як-40 и Як-42 произошли всего две недели назад в один день - 25 августа 2011 года, пишет "Российская газета".

В аэропорту Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ) у самолета Як-42 во время посадки возникли проблемы с левым шасси. Находившиеся на борту самолета авиакомпании "Иж-авиа" 88 человек, в том числе три члена экипажа, были эвакуированы, никто не пострадал. В другом случае Як-40 благополучно сел в Анапе, несмотря на лопнувшее шасси. Оба рейса выполнялись из Москвы.

Издание также вспоминает про катастрофу 28 июня 1982 года с самолетом Як-42, который выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Киев. Находясь на маршруте, самолет потерял контроль управления и упал с высоты 10 тысяч метров в районе города Мозырь в Белоруссии. Погибли все 132 человека, находившихся на его борту. Причиной крушения стало разрушение механизма управления горизонтальным стабилизатором.

После катастрофы всем самолетам Як-42 была запрещена эксплуатация, а их производство было остановлено на два года. В конце 1984 года после технической доработки полеты возобновились.

С 1980 по 2002 год было выпущено 183 самолета, сообщили "Комсомольской правде" в ОКБ имени А.С Яковлева. Сегодня в России продолжают летать не более ста ЯК-42. Они имеют не только большой износ (около 50%), но и проблемы с обеспечением деталей. Большинство бортов (172) были выпущены на Саратовском заводе, который закрылся.

В развале и уничтожении Саратовского авиационного завода есть доля вины и руководства авиакомпании, приводит газета мнение одного из инженеров ОКБ. Что было на самом деле, техника виновата или человек разберется комиссия. Но ясно, что основная причина - развал авиационной промышленности. Делается все, чтобы уступить место западным самолетам, подытожил он.

Очевидцы: в воде плавали пристегнутые к креслам мертвые тела, а река горела

Як-42, на котором основной состав ярославского "Локомотива" должен был лететь из родного города в Минск на первый матч нового сезона Континентальной хоккейной лиги с местным "Динамо", разбился, едва успев подняться в воздух. По предварительной версии, самолет на взлете врезался в мачту маяка. Обломки рухнули в месте, где маленькая речка Туношонка впадает в Волгу, всего в двух с половиной километрах от аэропорта. До ближайших домиков дачного поселка - не более ста метров.

Очевидцы говорят, что в момент падения самолета видели столб пламени. По словам спасателей, хвост развалившегося в воздухе самолета упал в Туношонку. Свидетельства собрала "Комсомольская правда".

"Тут самолеты у нас постоянно летают, поэтому мы на шумы внимание особо не обращаем, - сказала одна из жительниц поселка Туношна. - Но я момент падения видела - потому что был громкий хлопок. Посмотрела на небо, самолет горел еще в воздухе. И разваливаться он еще в воздухе стал, одна часть упала на берег, а хвост свалился в реку".

Другая жительница рассказывает: "Я на огороде как раз возилась. Вижу самолет взлетает. Они тут все время над нами туда-сюда. А этот не как все. Низко очень, вот-вот деревья заденет. И вдруг раз хлопок, потом второй. Самолет как-то на боку полетел, видно было, пытался от нас отойти, чтоб на нас не упасть. А потом он резко пропал, и тут уже грохнуло по-настоящему. И столб черного дыма над Тунашонкой".

"Там берег крутой у реки... Мы все бегом туда, - продолжает она. - Прибежали, и сказать ничего не можем: такое я и в кино не видела: из реки хвост самолета торчит, а сама река горит! И люди мертвые вокруг самолета, пристегнутые к креслам плавают. Еще двое на том берегу лежали. Горело все кругом, мы в метрах 150 стояли, аж лица обжигало".

"Поняли мы сразу - нет тут живых. А потом со стороны аэропорта люди в камуфляже прибежали, пожарка оттуда же приехала. Вскоре и из города машины пошли всякие: скорые, милиция, еще в форме кто-то. И нас разогнали. Люди какие-то, в черном все, крикнули милиционерам: "Кончайте уже этот зверинец!", - говорит жительница.

О том, что видели жители поселка, узнала и "Газета.Ru". "Моей знакомой позвонил на работу муж и сообщил, что только что возле аэродрома Туношны разбился большой самолет, - рассказал изданию один. - Сам он трудился на садовом участке. Самолет пролетел прямо над его дачей и рухнул на землю поблизости. Раздался взрыв, затем все загорелось. Один из обломков самолета долетел до его участка, ничего, правда, при этом не повредив".

"Машина врезалась в антенну, после чего развалилась на две части, рухнула и загорелась", - говорили в толпе, собравшейся около оцепления на дороге в аэропорт. Источники в МЧС, уточняя масштабы катастрофы и выясняя обстоятельства, сразу предупреждали: "Там что-то страшное из-за пожара".

Очевидцы продолжают публиковать снятые ими видеокадры. Вот, к примеру, первые секунды после катастрофы: вид с трассы, по которой должен был проехать кортеж президента Медведева. Его уже ждали гаишники.

По данным заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Сергея Мирошниченко, Як-42 развалился на три части. Одна находится на земле и две упали в реку.

"Российской газете" очевидцы рассказали, что самолет как бы "бороздил" небо, летел очень неровно и невысоко над землей, всего примерно метрах в десяти. Многие слышали два хлопка.

"Я был в гараже и услышал сначала один хлопок, потом второй, а за ними уже и взрыв, - рассказал житель Туношны. - Я побежал в сторону задымления и увидел на берегу реки Туношенка, там, где она впадает в Волгу, обломки самолета. Часть его лежала на земле, часть в воде. Тут же на земле лежало несколько погибших. Их выносили из разбившегося самолета спасатели. Страшное было зрелище..."

"Так примерно хлопало, как хлопает, когда у машины неисправно зажигание, - рассказала еще одна женщина. - А потом самолет упал, вырвалось огненное облако и клубы дыма. Мы только огонь да дым и видели. А сам самолет нет - он слишком низко летел".