Российские моряки с сухогруза Arctic Sea впервые подробно рассказали журналистам о захвате судна. Газета The Sunday Times провела масштабное расследование: помимо шести членов экипажа, корреспонденты встретились с владельцами судна, представителями страховой компании, с родственниками предполагаемых захватчиков, привлекли источники в армии и на флоте. В итоге издание не смогло раскрыть тайну сухогруза, но предложило несколько версий случившегося.
Пираты напали на Arctic Sea ночью 24 июля в Балтийском море, подойдя к судну на лодке. Восемь человек с автоматами Калашникова и пистолетами поднялись на борт и на английском языке объявили, что представляют шведскую полицию и подозревают судно в контрабанде героина. Однако по акценту было ясно, что захватчики из Восточной Европы, а вовсе не из Швеции.
- Версии захвата Arctic Sea: за и против
Троих моряков, которые пытались дать отпор злоумышленникам, избили. Самому молодому члену экипажа, для которого это был первый рейс, прикладом выбили передние зубы. "Полицейские" связали моряков скотчем и пластиковыми шнурами и заперли в каютах, отобрав мобильные телефоны. "Вскоре стало очевидно, что нас захватили бандиты. Но мы не догадывались, зачем", - говорит один из моряков.
По мнению россиян, пираты изначально не собирались задерживаться на борту. Уже на следующий день после захвата они погрузили продукты в свою лодку и готовились к отплытию, поведал моряк. "Не думаю, что они собирались оставаться надолго. Что-то, вероятно, пошло не так", - считает он.
Одному из членов экипажа удалось спрятать мобильный телефон. С его помощью капитан Сергей Зарецкий послал в Архангельск судовладельцу зашифрованное сообщение о захвате судна. В компании Solchart были удивлены, оттуда перезвонили капитану и послали на судно электронное письмо. Пираты поняли, что о захвате сообщено на берег. В ярости они угрожали убить капитана: чтобы запугать мужчину, кто-то из бандитов пустил пулю в стену рядом с его головой.
Когда судовладелец дозвонился до капитана, тому под дулом пистолета пришлось сказать, что на судно поднимались шведские полицейские, но спустя 12 часов покинули борт. Представитель компании поверил этим словам. 28 июля судно, проходя у побережья Великобритании, связывалось с береговой охраной, но морякам снова пришлось делать вид, что все в порядке, и англичане ничего не заподозрили.
Спустя девять дней после захвата, 2 августа, автоматическая система идентификации судна перестала работать. Зарецкий не смог послать ежедневный отчет. Владельцам стало ясно, что судно пропало.
Сами обвиняемые в настоящее время утверждают, что они не пираты, а мирные экологи, которые спасались на борту сухогруза от шторма. По словам одного из арестованных, их нанял для наблюдения за экологической обстановкой в Балтийском море некий бизнесмен Владимир Яровой. Однако корреспонденты The Sunday Times не смогли обнаружить никаких следов этого предпринимателя. Сомнительно, что он вообще существует.
Российские моряки также опровергают заявления о "мирных экологах". До задержания судна у берегов Африки пираты ходили в масках, чтобы их нельзя было узнать, и в перчатках, чтобы не оставлять отпечатки пальцев. Преступники все время были вооружены. Моряков они держали группами по три-четыре человека, трижды в день разрешая готовить еду.
Преступники связались с судовладельцем Виктором Матвеевым из Solchart по телефону. Сначала бизнесмен не понял, что звонящий имеет отношение к пропаже Arctic Sea, и не стал с ним разговаривать. Но преступники перезвонили еще раз и пригрозили расправиться с экипажем. Они заявили, что на борту 25 вооруженных бойцов, и стали требовать выкуп.
Судя по всему, Матвееву звонил 34-летний Дмитрий Савин - один из предполагаемых пиратов. На борту он пользовался кличкой "Альфа". Савин - опытный моряк, прежде он работал на крупную эстонскую корпорацию, возглавляя одно из ее совместных предприятий. Однако около восьми месяцев назад к Савину возникли финансовые вопросы. Эстонцы думали возбудить против него уголовное дело, но затем решили этого не делать, рассказали в компании.
Матвеев и Савин разговаривали после похищения десятки раз, всякий раз беседа велась на английском. Во время одного из разговоров звонивший потребовал выкуп в размере 1,5 млн евро. "Он никогда не говорит подробно о том, как должны быть уплачены деньги. У меня сложилось впечатление, что у него нет четкого плана и он придумывает его на ходу. Казалось, что он не уверен в том, что делать дальше", - отмечает Матвеев. Одновременно преступники звонили в российскую страховую компанию, которая обслуживала судно, и требовали с нее 1,5 млн евро.
Жена Дмитрия Савина считает, что ее супруг не мог захватить судно. "Дмитрию всегда хорошо платили. Он получал около 4 тыс. евро в месяц, его работа всегда была связана с морем. В последнее время он постоянно был в поисках работы. Не знаю, как получилось, что он оказался на Arctic Sea, но абсурдно думать, что он захватил судно. Он очень ответственный".
Брат другого захватчика - Дмитрия Бартенева из Эстонии - говорит, что его родственник говорил о новой работе, но не уточнял, в чем она заключается. "У него раньше были какие-то проблемы с законом, но это было что-то незначительное вроде вождения в пьяном виде. Мне очень сложно поверить, что он замешан в чем-то подобном", - говорит Алексей.
После пропажи судна семьи моряков обратились к российскому президенту Дмитрию Медведеву, который приказал военным вмешаться в происходящее. На поиски Arctic Sea был отправлен корабль Черноморского флота "Ладный". 16 августа, через 24 дня после захвата, судно нашли возле островов Кабо-Верде у западного побережья Африки. Военные моряки освободили сухогруз и арестовали на борту восьмерых жителей Латвии, Эстонии и России, которых затем переправили в Москву.
Вопреки официальным заявлениям, Arctic Sea не был потерян, утверждает Матвеев. Компания Solchart активировала запасной радиомаяк, который показывал местоположение судна. Представители НАТО отследили судно, получили его изображение с спутника.
Когда к сухогрузу подошел корабль "Ладный", пираты осознали, что игра окончена, говорит один из моряков. Пытаясь обмануть военных, бандиты заявили во время радиосвязи, что судно принадлежит Северной Корее, но это не помогло. "У судна было топлива всего на два дня, спрятаться было негде. Тогда они сняли маски, выбросили оружие в море и сдались", - рассказал моряк.
Экипаж Arctic Sea вновь опроверг слухи о том, что на борту было оружие, якобы загруженное в Калининграде. "Секретного груза не было. Мы бы все оказались в тюрьме, если бы нас поймали на контрабанде оружия в Иран", - отметил собеседник газеты. Однако израильские источники продолжают говорить о грузе оружия, якобы предназначенного для Тегерана, и эту версию пока нельзя полностью отметать, полагает The Sunday Times.
Есть и другие объяснения. Например, пиратов мог нанять судовладелец, чтобы обманным путем получить страховку. Страховка составила бы 4 млн долларов, а судно можно было бы тайно продать. Виктор Матвеев, однако, опровергает эту версии. "У меня очень хорошая репутация", - говорит он. По собственным словам, он потерял из-за похищения сухогруза 700 тыс. евро.
Российские источники считают более вероятным конфликт с кем-то из партнеров по бизнесу. В прошлом году Матвеев разорвал контракт с латвийской компанией Aquaship, которая занималась техническим обслуживанием судов его компании, в том числе Arctic Sea. Однако Aquaship и Solchart утверждают, что расстались полюбовно и никакого конфликта между ними не было.
По мнению самого Матвеева, захват судна организовала некая преступная группировка из Латвии. Но зачем она это сделала, судовладелец объяснить не может. "Это настолько сумасшедший шаг, так явно обреченный на неудачу, что у меня просто в голове не укладывается", - говорит он.
У экипажа есть своя версия. "А что если это действительно было первое пиратское нападение в европейских водах? - говорит один моряк. - Если бы нам не удалось отправить то сообщение, никто бы так и не узнал, что нас захватили, и пираты смогли бы незаметно добраться до Африки. Что если группа мелких бандитов посчитала, что может быстро заработать денег? Это не менее безумно, чем теория о международном оружейном заговоре. Единственные, кто наверняка знает правду, - это сами пираты. Пока они не признаются, мы, скорее всего, ничего не узнаем".
Версии захвата Arctic Sea: за и против
Груз оружия. Arctic Sea якобы вез оружие в Иран, а захват судна организовали агенты израильских спецслужб. За: российские власти отправили для освобождения сухогруза военный корабль и держат подробности инцидента в тайне. Против: спрятать оружие на борту очень трудно. Избавляться от него пришлось бы прямо в море.
Похищение с целью выкупа. За: по некоторым данным, пираты требовали за судно 1,5 млн евро. Против: это было бы первое пиратское нападение в европейских водах за несколько веков. Вряд ли преступники рассчитывали, что им удастся избежать наказания.
Мошенничество ради страховки. За: в случае затопления или пропажи судна владельцы получили бы 4 млн долларов. Против: урон репутации судовладельца был бы слишком высок.
Кража судна. Пираты хотели продать корабль в неком государстве третьего мира, где его можно было бы перерегистрировать. За: преступников поймали у побережья Африки. Против: подобную схему трудно провернуть без хороших связей в месте продажи.
Бизнес-конфликт. Владельцы судна поссорились с неким партнером по бизнесу. За: владелец сухогруза ранее разорвал контракт с обслуживающей компанией. Против: обе фирмы отрицают, что у них был конфликт.