Основными итогами встречи президента РФ Владимира Путина с главой Турции Реджепом Эрдоганом стали решение о разморозке проекта газопровода "Турецкий поток" и предоставление АЭС "Аккую" статуса стратегической инвестиции. Об этом говорится в обзоре статей российской прессы, который публикует сайт "Заголовки.ru".
Как сообщает РБК, Путин и Эрдоган также договорились о возобновлении работы всех переговорных форматов, замороженных на время кризиса, в том числе на уровне глав государств. Издание констатирует, что примирение между главами государств состоялось. Но разногласия по Сирии, которая сейчас остается темой номер один в политике для Москвы и Анкары, сохраняются.
Восстанавливаться отношения будут поэтапно, сообщил Путин. Он говорил о том, что в ближайшее время могут возобновиться чартерные перелеты, будут вестись переговоры по визовому режиму (Россия ввела визы для турецких граждан после инцидента с самолетом), будет обсуждаться вопрос об отмене ограничений на наем турецких рабочих. Министр экономического развития Алексей Улюкаев сказал журналистам, что до конца года может быть отменено эмбарго на поставки сельхозпродукции из Турции. Ранее уже был отменен запрет на продажу россиянам турпутевок.
- Путин назвал возобновление чартерного авиасообщения с Турцией "делом техники"
- Путин и Эрдоган предпочли говорить о сближающих факторах, лишь вскользь упомянув об "известной трагедии"
- Путинская игра с Эрдоганом
- Глава МИД Турции рассказал о создании "сильного механизма" с РФ по Сирии и обещании Путина снять продуктовое эмбарго
Для восстановления межгосударственных связей лидеры наметили алгоритм действий и первоначальные задачи, пишет "Российская газета". "Приоритет - выход на докризисный уровень", - объявил президент РФ. За пять месяцев объем товарооборота просел на 43%. Предстоит кропотливая работа по реанимации торгово-экономического взаимодействия.
По оценке министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, восстановить докризисные объемы товарооборота можно будет в течение одного-двух лет, отмечает "Коммерсант". Впрочем, как пишет "РГ", Эрдоган был настроен крайне оптимистично и даже сказал, что Россия и Турция снова начинают идти к цифре в 100 млрд долларов.
Россия хочет восстановления отношений и будет это делать, подчеркнул Путин. Предстоит поэтапно отменить специальные экономические меры в отношении турецких компаний. Но после ограничений произошли "определенные трансформации", которые надо учесть. Поэтому по линии правительства готовится проект среднесрочной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на 2016-2019 годы, принять ее нужно в ближайшее время, пишет "РГ".
Путин назвал возобновление чартерного авиасообщения с Турцией "делом техники"
Однако главным образом президенты уделили внимание двум проектам - трубопроводу "Турецкий поток" и АЭС "Аккую", отмечает РБК. На пресс-конференции по итогам встречи Эрдоган объявил о том, что Турция готова реализовать с Россией проект газопровода "Турецкий поток" (по двум направлениям) и АЭС "Аккую", добавив, что придать ускорение проектам - "одна из наших задач". Второму проекту Эрдоган даже согласился придать статус стратегической инвестиции со всеми льготами, отмечает "Независимая газета".
По данным "Коммерсанта", отдельно президенты остановились на туристической сфере: в 2014 году Турцию посетили 4,4 млн россиян, в 2015-м - 3,6 млн, а за январь-апрель этого года - всего 97 тыс. человек (в Кремле подсчитали, что сокращение турпотока из РФ в первом полугодии 2016 года обернулось Турции потерей 840 млн долларов). Владимир Путин также заверил, что в скором времени РФ сможет возобновить чартерное авиасообщение с Турцией, поскольку Эрдоган пообещал принять исчерпывающие меры безопасности для российских граждан. "Независимая газета" пишет, что Путин назвал скорое возобновление чартеров "делом техники".
Сирийский вопрос не обсуждался на первой части переговоров, он был оставлен на вечерний раунд, пишет РБК. На днях Эрдоган уверял, что решение сирийской проблемы "невозможно найти без привлечения России". Замдиректора Института наследия Евгений Бахревский заявил журналистам, что позиции двух держав по этому вопросу расходились, расходятся и будут расходиться, но достижение некоторого компромисса возможно.
Путин и Эрдоган предпочли говорить о сближающих факторах, лишь вскользь упомянув об "известной трагедии" с Су-24
"Коммерсант" пишет, что во время совместной пресс-конференции Реджеп Эрдоган постоянно называл Владимира Путина то "моим дорогим другом", то "моим близким братом", апеллировал к прошлым отношениям и прекрасным перспективам. Он выразил надежду, что в результате совместных шагов "ось дружбы" между Москвой и Анкарой будет восстановлена (некоторые члены российской делегации, услышав фразу "ось дружбы", невольно улыбнулись).
В статье газеты также отмечается, что к встрече, которую Реджеп Эрдоган называл "исторической", и российская, и турецкая стороны готовились особо тщательно. Этим же объясняется формат встречи в узком составе: российскую сторону помимо Владимира Путина представляли лишь его помощник по международным вопросам Юрий Ушаков и глава МИД РФ Сергей Лавров, турецкую - Реджеп Эрдоган, заместитель генсекретаря аппарата президента Турции Ибрахим Калын и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу.
На первой за год встрече лидеры России и Турции не заостряли внимание на причине охлаждения отношений (атака турецких ВВС на российский военный самолет Су-24 в Сирии, закончившаяся гибелью российского пилота. - Прим. NEWSru.ru), отмечает РБК. Путин в самом начале беседы с Эрдоганом сказал об "известной трагедии", после которой отношения стран "деградировали". Эрдоган на пресс-конференции отметил, что переговоры проходят впервые "после известного события".
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев рассказал журналистам, что вопрос о компенсациях за сбитый Су-24, вопреки ожиданиям, не обсуждался. "Там, где я участвовал, - в расширенном составе, (эта тема. - Прим. NEWSru.ru) не звучала", - заявил министр. При этом ранее Кремль называл вопрос о компенсации одним из условий для восстановления отношений, наряду с извинениями, которые Турция все-таки принесла.
Однако на встрече в Петербурге оба президента предпочли на камеры говорить о том, что их сближает, сообщает РБК. Путин напомнил, что стал "одним из первых" международных лидеров, выразивших поддержку турецкому коллеге в связи с попыткой госпереворота. "Это наша принципиальная позиция: мы всегда выступаем категорически против любых попыток неконституционных действий", - объяснил свой звонок Эрдогану Путин.
Со слов Эрдогана также следовало, что попытка переворота ускорила встречу: президенты намечали ее на время саммита "двадцатки" в Китае (в сентябре), но провели раньше. Путин подчеркнул, что визит коллеги именно во время сложной ситуации внутри Турции подтверждает нацеленность на восстановление отношений.
Западные СМИ: "Цель Эрдогана - продать дружбу максимально дорого"
Западные журналисты также продолжают комментировать и анализировать прошедшую накануне встречу лидеров РФ и Турции. По мнению европейских СМИ, Турция пытается сблизиться с Россией из соображений выгоды, а не идеологии, а с эгоистами, в отличие от фанатиков и идеологов, можно вести переговоры, отмечают журналисты.
Кристоф Мюнгер на страницах швейцарской газеты Tagesanzeiger пишет о том, что использует общее с Турцией недоверие к Западу для ослабления НАТО. По мнению журналиста, "в последнее время Кремль не упускает ни одной возможности воспользоваться разногласиями внутри альянса".
"Российского и турецкого президентов, несмотря на массу имеющихся между ними разногласий, в том числе по Сирии, объединяет глубокое недоверие к западным ценностям вроде свободы и демократии. Тем более, что в последнее время отношения Эрдогана с западными странами сильно ухудшились", - говорится в материале, который цитирует InoPressa.
Вице-президент Международного научного центра им. Вудро Вильсона Аарон Дэвид Миллер в своей статье, опубликованной в The Wall Street Journal, предполагает, что встреча Путина и Эрдогана "может в конце концов оказаться скорее тактическим маневром, чем стратегическим партнерством".
"Путин всегда ищет возможностей для распространения российского влияния, особенно за счет США. Восстановление связей с Турцией после попытки переворота 15 июля дает ему шанс посеять в НАТО раскол, сыграть на подозрениях Эрдогана в адрес Вашингтона и построить свою сеть союзников, чтобы противопоставить ее США. У российского и турецкого лидеров общий интерес - поддерживать антиамериканские настроения. Им нужны преимущества, которые дает это противостояние", - пишет Миллер.
Обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Штефан Кузмани уверен в том, что Турция пытается сблизиться с Россией из соображений выгоды, а не идеологии, и потому это не столь опасно для Запада. Цель Эрдогана - "продать дружбу максимально дорого", замечают журналисты.
"Мнимая сердечность между Эрдоганом и Путиным успокаивает. Все дело в том, что гибкость обоих политиков дает основания полагать, что они не имеют никакой идеологии, если не считать постоянного желания собственной выгоды. Конечно же, такая политика может показаться отвратительной, но, с другой стороны, она серьезно упрощает политические переговоры, ведь с эгоистами, в отличие от фанатиков и идеологов, можно вести переговоры", - говорится в материале.