С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом "Ямал-402", 8 декабря 2012 года
ГКНПЦ имени М.В.Хруничева
С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом "Ямал-402", 8 декабря 2012 года Спутник "Ямал-402" предназанчен для работы в орбитальной позиции 55° в.д.
ВСЕ ФОТО
 
 
 
С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом "Ямал-402", 8 декабря 2012 года
ГКНПЦ имени М.В.Хруничева
 
 
 
Спутник "Ямал-402" предназанчен для работы в орбитальной позиции 55° в.д.
ГКНПЦ имени М.В.Хруничева
 
 
 
Бортовые антенны спутника формируют четыре фиксированных луча: Российский, Северный, Европейский, Южный, а также один перенацеливаемый
Газпром космические системы

Сотрудники французской компании Thales Alenia Space в ночь на понедельник завершили первый из четырех намеченных маневров по доведению до геостационарной орбиты спутника связи "Ямал-402" с помощью его собственных двигателей, сообщил РИА "Новости" представитель компании "Газпром - Космические системы". Аппарат был запущен 8 декабря с космодрома Байконур, но не попал на расчетную орбиту из-за нештатной работы российского разгонного блока "Бриз-М".

"Одной из задач маневра являлся также поворот плоскости орбиты космического аппарата", - сообщил собеседник агентства, отметив, что задуманное было выполнено.

Руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов сообщил "Интерфаксу", что первое включение двигателей "Ямала-402" после маневра по выведению на плановую орбиту произошло примерно в 02:00 по Москве. "По оценке баллистиков, аппарат получил необходимый импульс", - сказал Кузнецов. Следующее включение двигательной установки спутника намечено в ночь с 10 на 11 декабря, сообщили ИТАР-ТАСС в Роскосмосе.

Компания Thales Alenia Space изготовила спутник по заказу "Газпрома". "Ямал-402" предназначен для трансляции на Россию, а также Западную и Центральную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. Теперь специалисты планируют с помощью нескольких включений двигателей аппарата довести его до рабочего места на геостационарной орбите. Из-за дополнительного расхода топлива срок его активного существования сократится с 15 до 11 лет, считают эксперты.

Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Ямал-402" стартовала с космодрома Байконур 8 декабря в 17:13 по московскому времени. Через десять минут от ракеты отделилась головная часть - разгонный блок и спутник. "Ямал" должен был выйти на геопереходную орбиту в воскресенье, 9 декабря, в 02:28. Однако утром Роскосмос сообщил, что при выведении аппарата была зафиксирована нештатная ситуация: спутник отделился от разгонного блока "Бриз-М" на четыре минуты раньше, чем планировалось.

Проблемы с разгонником возмутили экспертов. Ведь предыдущее ЧП с "Бризом-М" произошло 6 августа 2012 года. Тогда ракета-носитель "Протон-М" должна была вывести спутники "Телком-3" и "Экспресс-МД2" на такую же геостационарную орбиту. Во время второго включения двигатели разгонного блока проработали всего семь секунд вместо положенных 18 минут.

В итоге спутники оказались на нештатной орбите, и реанимировать их не удалось. Комиссия по расследованию аварии тогда установила, что в разгонном блоке засорилась топливная магистраль, из-за чего топливо перестало поступать в двигательную установку. Глава Роскосмоса заявил, что необходимые выводы сделаны, и все разгонники проверены.

Версии причин сбоя в работе разгонника

Несмотря на то что инцидент с "Ямалом-402" очень напоминает августовское ЧП, в Центре имени Хруничева, где разработан и серийно производится разгонный блок "Бриз-М", газету "Московский комсомолец" призвали не делать поспешных выводов. По мнению специалистов, на этот раз дело не в повреждении трубопровода, а в чем-то другом.

Причины отказа техники официально не называются, однако в понедельник информированный источник в космической отрасли заявил "Интерфаксу", что сбой в работе разгонного блока произошел, скорее всего, из-за отказа маршевого двигателя.

В свою очередь член-корреспондент Российской Академии космонавтики Юрий Караш в эфире телеканала "Дождь" предположил, что, по всей видимости, "отказ произошел не из-за механической поломки, а прошла команда на выключение двигателя раньше времени". "Значит, это что-то с интеллектом. Либо операторы что-то перемудрили на Земле, либо нештатно сработала автоматика "Бриза-М", - подытожил эксперт.

По мнению академика, российская космонавтика терпит все новые и новые неудачи из-за того, что "до сих пор продолжает эксплуатировать паровозы Черепанова, образно говоря", в то время как американская космонавтика идет вперед, мы продолжаем совершенствовать старое.

Чтобы выйти из системного кризиса, нужно изменить отношение к космонавтике, поставить ее снова во главу угла, как это было в советские времена, считает академик Караш.