Сотрудники управления внутренних дел по Центральному административному округу Москвы в конце июня запросили у партии "Правое дело" копии уставных и финансовых документов, в том числе сведения о поступивших и израсходованных суммах пожертвований за 1,5 года, полный список спонсоров, кому вернули средства, документы, послужившие основанием для возврата. Об этом "Ведомостям" рассказал Андрей Дунаев, ставший лидером партии после "изгнания" Михаила Прохорова в минувшем сентябре. Эксперты не исключают, что власти ищут компромат на бизнесмена, занявшего третье место на президентских выборах.
После скандала на съезде "Правого дела" и ухода Прохорова из партии, напомним, миллиардер потребовал у нового руководства вернуть миллионы, привлеченные в партию во время его лидерства. Деньги бизнесмен намеревался забрать не для себя, но для сотни сторонников, оказавших праводелам посильную помощь. В октябре партия объявила о готовности вернуть порядка 800 миллионов рублей.
Прохоров в свою очередь дипломатично заявлял, что "раскол" партии имел целью, возможно, именно присвоение денег его сторонников, а был не попыткой властей устранить ставший чересчур независимым "проект Кремля", как отмечали эксперты. Сторонники именно этой версии приводили в качестве аргумента, в том числе, опалу, в которую Прохоров попал. Так, президент Дмитрий Медведев исключил бизнесмена состава Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Прозвище "кремлевский проект" за миллиардером закрепилось, когда вопреки всем политическим неудачам он объявил о намерении баллотироваться в президенты. Эксперты предполагали, что власть вновь решила использовать Прохорова-политика для создания видимости оппозиционной борьбы. Взамен миллиардеру пророчили чуть ли не премьерство в обход Медведеву.
Если Прохоров и был "проектом Кремля", что неоднократно отрицал, то теперь, возможно, власти от данного проекта намерены отказаться. Как власть оценивает оппозиционный потенциал бизнесмена, не ясно. С одной стороны, после проигрыша на выборах Прохоров надолго "замолчал", что ему ставили в вину многие политики и журналисты, говорившие о том, что миллиардер бросил своих сторонников. С другой стороны, Прохоров основал собственную партию.
Возврат пожертвований может стать проводником диктатуры и способом "отмыва"
Проверка возврата пожертвований в "Правое дело" была инициирована бывшим руководителем ханты-мансийского отделения партии Александром Ломакинаым. Дело в том, что юридических причин возвращать деньги не было абсолютно никаких, но по понятиям должны были вернуть, иначе получалось бы, что взяли человека в лидеры партии, стрясли с него деньги, выгнали, а деньги не вернули, объясняет Борис Надеждин, бывший и при Прохорове, и при Дунаеве членом федерального политсовета. Не все партийцы сочли такое благородство уместным, Ломакин сопротивлялся этому решению активнее: свое отделение в Ханты-Мансийске он вынужден был содержать на собственные средства.
Если человек передал кому-то деньги, считает Ломакин, то он теряет право собственности и движение денег обратно - это передача собственности партии какому-то лицу. Тем более что деньги были возвращены на основании признания всех перечислений в фонд партии банковской ошибкой. Такого основания для возврата средств жертвователям в законодательстве нет, обращает внимание Ломакин, так что можно создать два нежелательных прецедента: партии станут использовать для "отмыва" денег, а любой человек, который дал партии большие деньги, будет требовать их возврата, если она не выполняет его волю.
Дунаев считает, что, затребовав финансовые документы, правоохранители следуют политическому тренду искать преступления в рядах оппозиции.
Главный юрист КПРФ Вадим Соловьев убежден: главная цель правоохранителей - не "Правое дело", а именно Прохоров. Расследование дает им право официального доступа ко всей документации его бизнес-структур и возможность спокойного поиска на него компромата.