Верховный суд России отказался сегодня изменить сроки наказания Салману Радуеву и трем его сообщникам, сообщает "Интерфакс".
При вынесении вердикат Радуева и других осужденных не было в зале заседания суда. Их участие в процессе обеспечивалось через телемост с Пресненской пересыльной тюрьмой в Москве, в которой они находятся.
Cуд рассматривал сегодня кассационные жалобы чеченского полевого командира и троих его сообщников об изменении вынесенного им приговора.
25 декабря 2001 года Верховный суд Дагестана признал Радуева виновным в организации нападения на дагестанские населенные пункты Кизляр и Первомайское, захвате заложников, организации покушения на жизнь граждан, военнослужащих и сотрудников милиции, а также в организации взрыва на железнодорожном вокзале в Пятигорске в 1995 году и приговорил его к пожизненному заключению с конфискацией имущества.
Трое других обвиняемых также были признаны виновными в участии в бандитском рейде на Дагестан. Суд приговорил Турпала Атгериева к 15 годам лишения свободы, Хусейна Гайсумова - к 8 годам и Асланбека Алхазурова - к 5 годам лишения свободы.
Однако адвокаты всех четверых осужденных обжаловали приговор в Верховном суде России. В конце марта трое осужденных - Радуев, Атгериев и Алхазуров, пожелавшие присутствовать на рассмотрении их кассационной жалобы, были доставлены из следственного изолятора Махачкалы в Москву.
Как сообщает "Интерфакс", при рассмотрении в четверг Верховным судом РФ жалобы Радуев заявил, что в его действиях, связанных с нападением на дагестанские город Кизляр и село Первомайское, а также захвате пензенских милиционеров в заложники, нет состава преступления.
По мнению Радуева и его адвоката Салмана Арсанукаева, подобные действия объясняются тем, что в это время шла война "между двумя суверенными государствами - Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия". В связи с этим Радуев и его защита считают, что его действия должны оцениваться в соответствии с резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы и четырех Женевских конвенций от 1949 года, действие которых распространено на ситуацию в Чечне.
По мнению Арсанукаева, статус Радуева и его подельников в соответствии с этими международными документами должен быть определен как статус "комбатанта" - участника вооруженного конфликта. Радуеву, полагает адвокат, "должно быть обеспечено предусмотренное международным законом право военнопленного, который не должен подвергаться уголовному преследованию".
Что касается обвинения Радуева в организации взрыва на железнодорожном вокзале в Пятигорске в 1997 году, адвокат просил в этой части отменить решение Верховного суда Дагестана и направить дело на новое рассмотрение, поскольку "не были всесторонне и полно исследованы все обстоятельства и материалы дела".
Однако суд, рассмотрев кассационные жалобы адвокатов подсудимых оставил срок наказания без изменения: Салману Радуеву - пожизненное заключение с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима; Турпал Али Атгериеву - 15 лет лишения свободы; Хусейну Гайсумову - 8 лет; Асланбеку Алхазурову - 5 лет.
В то же время Верховный суд частично изменил приговор, вынесенный им Верховным судом Дагестана.
В частности, из обвинения Алхазурова, Атгериева и Гайсумова исключена за истечением срока давности 222 статья УК РФ (незаконное хранение оружия).
В отношении Радуева из наказания за терроризм исключена конфискация имущества, но по совокупности совершенным им преступлений суд оставил эту меру наказания.
Кроме того, суд внес изменения в решение Верховного суда Дагестана по гражданскому иску, заявленному государством. Вместо 268 млн. рублей подсудимые должны будут выплатить 212 млн. 80 тысяч рублей. Кроме того, Радуев обязан выплатить 222 тысячи рублей.
Как заявил журналистам адвокат Радуева Салман Арсанукаев, он намерен добиваться, чтобы сегодняшнее решение Верховного суда России было обжаловано в порядке надзора.
Кроме того, адвокаты Радуева намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. Защита считает необходимым, чтобы дела террористов были рассмотрены в соответствии с нормами международного права. Адвокаты, в частности, ссылаются на то, что в одной из резолюций ПАСЕ говорится о международном характере конфликта в Чечне, поэтому Радуева и его сообщников необходимо рассматривать в качестве военнопленных.