Официальная причина гибели круизного теплохода "Булгария", затонувшего накануне на Волге в Татарстане, пока не названа
Reuters
Официальная причина гибели круизного теплохода "Булгария", затонувшего накануне на Волге в Татарстане, пока не названа Татарстан, 10 июля 2011 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Официальная причина гибели круизного теплохода "Булгария", затонувшего накануне на Волге в Татарстане, пока не названа
Reuters

Официальная причина гибели круизного теплохода "Булгария", затонувшего накануне на Волге в Татарстане, пока не названа. Неофициально специалисты сходятся во мнении, что были нарушены правила эксплуатации судна. "Булгария" могла затонуть либо из-за того, что была слишком старой, либо из-за перегрузки. Уже сейчас можно сказать, что попавшее в шторм старое судно было нагружено "под завязку", а плававшие на нем туристы и ранее жаловались на его техническое состояние.

Первая версия, которая появилась вскоре после ЧП - шторм, пишет "Комсомольская правда". Поначалу говорили о том, что в том месте, где шла "Булгария", началось ненастье, а высота волн достигала шести метров. Однако эту версию сразу же не подтвердили синоптики.

"Мы предупреждали о неблагоприятных погодных условиях - порывистом ветре и грозе. Штормового предупреждения на сегодня не было", - заявили журналистам в управлении Гидрометцентра по Татарстану.

Через несколько часов версию о шторме не подтвердили спасшиеся пассажиры. "Была гроза и ветер, - сказал один из спасенных туристов. - Шторма не было".

Позже появилась другая версия причин трагедии - судно шло с правым креном и при повороте завалилось на бок. За несколько минут оно полностью ушло на дно. Водолазы подтвердили, что "Булгария" лежит на дне с правым креном.

Третья версия, которую выдвинули на форумах речники - теплоход налетел на мель. Хоть затонуло судно на глубину не меньше 20 метров, по словам блоггеров, в этом месте Волги есть опасные участки. А судно было старым - 1955 года выпуска. И на форумах выдвинули предположение, что оба эти обстоятельства привели к трагедии.

Туристические компании рекламировали "Булгарию" как теплоход, отвечающий всем требованиям безопасности речного судоходства. Накануне рокового круиза корабль был исправен и соответствовал требованиям эконом-класса, сообщила "Московскому комсомольцу" Светлана Имякина, директор туркомпании, которая организовывала круиз по Волге. "Ремонтные работы были проведены, он был принят в реестр, все было нормально", - сказала она.

Однако выжившие после крушения корабля рассказали, что основная причина трагедии - то, что теплоход был очень старый. В плавания судно ходит более 50 лет, а нормального ремонта теплохода за это время сделано не было.

"В какой-то момент он завалился на правый бок, перевернулся буквально за три минуты и пошел ко дну. В это время была гроза и сильный дождь. Погибших очень много", - сказал один из пассажиров и добавил, что у самого утонули жена и внук.

"Он затонул в течение двух минут. Причиной нам назвали изношенность судна", - рассказала информационному агентству "Татар-информ" пассажирка судна "Арабелла", которое следовало за "Булгарией", и которое спасло с потерпевшего крушение теплохода 84 человека.

Другой свидетель трагедии рассказал, что у теплохода был неисправен двигатель. По его словам, во время предыдущего рейса он глох несколько раз, однако из-за жажды наживы хозяева судна отправили его в новое плавание.

Еще одной причиной кораблекрушения мог стать перегруз теплохода – он рассчитан на 140 человек, а на борту было 188, включая пассажиров и персонал. Как рассказал газете "Коммерсант" источник, знакомый с ситуацией, судно якобы много лет находилось в плохом техническом состоянии и не слишком помог даже проведенный не так давно ремонт.

"Долгое время теплоход находился в техническом отстое. Затем его стали сдавать в аренду фирмам", - рассказал он. По словам собеседника, теплоход не раз был близок к аварии. "Я помню случай, когда из-за сильной качки он чуть не перевернулся", - отметил он. А 10 августа прошлого года на рейсе Казань - Самара пассажиры "Булгарии" позвонили в службу спасения, сообщив, что несколько часов на борту не было света и воды, были забиты санузлы.

Пользователи интернет-форумов также высказывали претензии к состоянию теплохода. "Иллюминаторы, которые находились в каюте, периодически текли, что наводило на ужас потонуть", - написал один из блоггеров. "Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам, - поделился мнением другой пользователь. - 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась".

Двухпалубный пассажирский дизель-электроход "Булгария" проекта 785 "Россия" был построен в 1955 году в Чехословакии на судостроительном предприятии Narodny Podnik Skoda Komarno. Всего было построено 36 подобных судов, которые называли в честь союзных республики или композиторов. "Булгария" до февраля 2010 года называлась "Украина". Длина - 80,2 м, ширина - 14 м, осадка - 1,9 м, водоизмещение - 1003 т, скорость хода - 20,5 км/ч. Судно было рассчитано на 233 пассажира, но в ходе последующих модернизаций осталось только 140 посадочных мест.

В разные годы судно принадлежало Волжскому и Камскому пароходствам, в 2003-2009 годах не эксплуатировалось. В навигацию 2010 года работало от компании "Водафлот", с 2011 года - от ООО "Аргоречтур" (Казань). "Булгария" использовалась для круизов продолжительностью не более семи дней.

На борту имелись одно-, двух-, трех- и четырехместные каюты, два ресторана, два бара, музыкальный салон, солярий, детская комната. Стоимость путевок на двухдневный круиз Казань - Болгар - Казань варьировалась от 1 тыс. до 3,8 тыс. руб.