Осужденный Захар Грицак, отбывающий наказание в печально известной исправительной колонии N5 в городе Нижний Тагил Свердловской области, пожаловался навестившим его членам региональной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) на пытки и избиения в этом учреждении ФСИН
Право Основа / www.youtube.com
Осужденный Захар Грицак, отбывающий наказание в печально известной исправительной колонии N5 в городе Нижний Тагил Свердловской области, пожаловался навестившим его членам региональной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) на пытки и избиения в этом учреждении ФСИН
 
 
 
Осужденный Захар Грицак, отбывающий наказание в печально известной исправительной колонии N5 в городе Нижний Тагил Свердловской области, пожаловался навестившим его членам региональной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) на пытки и избиения в этом учреждении ФСИН
Право Основа / www.youtube.com

Осужденный Захар Грицак, отбывающий наказание в печально известной исправительной колонии N5 в городе Нижний Тагил Свердловской области, пожаловался навестившим его членам региональной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) на пытки и избиения в этом учреждении ФСИН. В связи с этим он записал видеообращение к президенту Владимиру Путину с просьбой лишить его российского гражданства, сообщает портал "Правозащитники Урала".

Встреча Грицака с членами ОНК состоялась 4 июля, уточняется в публикации. Видеообращение заключенного к президенту появилось на YouTube 10 июля.

"Мое обращение направлено президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу с просьбой лишить меня гражданства Российской Федерации", - заявил заключенный правозащитникам.

- До 73% россиян считают допустимым насилие со стороны правоохранительных органов
- Что считается пытками и как пытают в России

По словам Грицака, он долгое время подвергался пыткам и физическому насилию со стороны ряда сотрудников ИК-5, а в сентябре прошлого года начальник отдела безопасности колонии по фамилии Промышленников перебил ему кадык, после чего он стал задыхаться.

"В июне месяце 2016 года меня в дежурной части колонии избили до синяков и у меня есть подтверждения в медицинской карточке, что на теле были синяки и ссадины, но под моральным давлением мне пришлось отказаться от своих слов и сказать, что я сам упал", - рассказал осужденный членам ОНК на камеру.


По словам Грицака, во время его избиения в камере ШИЗО присутствовал заместитель начальника колонии Максим Нурмагамедов, который заявил: "Жалуйся хоть президенту России, здесь тебе никто не поможет".

Уральские правозащитники отмечают, что жалобы от заключенных ИК-5 на пытки и физическое насилие со стороны указанных сотрудников колонии поступают на протяжении нескольких лет. По словам обратившихся к правозащитникам заключенных, Нурмагамедов бравирует перед осужденными, которых пытает, что у него тесные связи со Следственным комитетом и ему ничего не будет.

Следственный отдел Тагилстроевского района Нижнего Тагила по всем заявлениям о пытках и при наличии телесных повреждений у осужденных отказывает в возбуждении уголовных дел со словами: "Ваши сведения не подтвердились".

Теперь общественные наблюдатели в очередной раз намерены направить заявление в СКР с просьбой срочно вмешаться в ситуацию и прекратить пытки в этой колонии, сообщается в публикации.

"Нехорошая" колония

В конце мая директор нижнетагильского агентства новостей "Между строк" Егор Бычков обратился к Путину с открытым письмом, в котором изложил информацию о систематических пытках и издевательствах над заключенными ИК-5 в Нижнем Тагиле. По его словам, заключенные "массово жалуются на истязания и поборы со стороны администрации учреждения".

Журналист опубликовал видеообращение заключенного Фаруха Бердиева к членам ОНК в связи с пытками, после которых он вскрыл себе живот. Также Бычков рассказал о заключенном Карпиенко, который несколько раз обращался к администрации ИК-5 с просьбой отправить его в больницу для обследования в связи с давним тяжелым заболеванием. "Не дождавшись выполнения своей просьбы, он вогнал себе под кожу стальную иглу", - написал Бычков в послании президенту. Однако региональный главк ФСИН называет заявления осужденных враньем, отметил он.

При этом Бычков обращает внимание на то, что ранее сотрудники Следственного комитета доказали причастность свердловских надзирателей к целому ряду пыток, убийств, изнасилований, вымогательств. Так, в 2016 году были осуждены шестеро сотрудников ИК-46 города Невьянска, включая начальника колонии, которые забили до смерти 26-летнего осужденного.

После заявлений о пытках, которым подвергались Карпиенко и Бердиев, рассказать о беззаконии в нижнетагильской колонии решились и многие бывшие осужденные. Агентство новостей "Между строк", которое возглавляет Бычков, опубликовало несколько монологов заключенных, каждый из которых подтвердил сведения о пытках и вымогательствах.

Информацию о том, что в ИК-5 действует система пыток и вымогательств, подтвердил бывший сотрудник этого учреждения Сергей Онучин, который работал в ИК-5 начальником отряда с 2008-го по 2015 год, когда его осудили за получение взятки. По словам бывшего надзирателя, Нурмагамедов подставил его после того, как узнал, что Онучин собирается рассказать сотрудникам телевидения о беспределе в ИК-5. В итоге надзиратель получил условный срок и штраф в три миллиона рублей.

По его словам, подчиненные Нурмагамедова открыто издеваются над заключенными, а один из сотрудников оперативного штаба прилюдно хвастался, что одним словом может забрать у человека жизнь. "В 2012 году после разговора с ним один из осужденных перерезал себе сонную артерию и умер", - рассказал Онучин.

Избиениям в колонии подвергаются даже подследственные (часть территории ИК-5 работает в режиме следственного изолятора), отмечалось в публикации. По словам Онучина, его бывшие коллеги даже не скрывают свои преступления, "все делается в открытую", однако уличить тюремщиков непросто. "Когда прибывает прокурор для сбора жалоб от осужденных, в коридор пускают только активистов с заранее подготовленными вопросами", - заключил Онучин.

Вместе с тем уральские правозащитники отмечают, что в 2016 году суд оштрафовал организацию "Межрегиональный центр прав человека" на 210 тысяч рублей за публикацию данных о пытках заключенных в ИК-5, которые "уронили честь и достоинство Нурмагамедова и Промышленникова".