Президент России Дмитрий Медведев и его "преемник" на этом посту Владимир Путин приступили к обсуждению будущего состава правительства
Президент России
Президент России Дмитрий Медведев и его "преемник" на этом посту Владимир Путин приступили к обсуждению будущего состава правительства Окончательное решение, как ожидается, объявят не раньше инаугурации. Однако первые слухи о грядущих перестановках в правительстве уже активно обсуждаются в СМИ
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Президент России Дмитрий Медведев и его "преемник" на этом посту Владимир Путин приступили к обсуждению будущего состава правительства
Президент России
 
 
 
Окончательное решение, как ожидается, объявят не раньше инаугурации. Однако первые слухи о грядущих перестановках в правительстве уже активно обсуждаются в СМИ
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Тем временем стало известно, пока неофициально, об уходе одного из замов главы УВП прославившегося в 1990-х шоумена Ивана Демидова, который отвечал за работу с общественными объединениями и религиозными организациями. Там он работал с 2009 года
Russian Look

Президент России Дмитрий Медведев и его "преемник" на этом посту Владимир Путин приступили к обсуждению будущего состава правительства. Окончательное решение, как ожидается, объявят не раньше инаугурации. Однако первые слухи о грядущих перестановках в правительстве и администрации президента уже активно обсуждаются в СМИ. В частности, пророчат, что из Кремля уйдет известный шоумен, а в Белом доме произойдут структурные перемены. Подборку свежих статей по этой теме приводят "Заголовки.ру".

"Вчера мы уже практически начали эту работу по поводу того, что и как мы должны будем делать, и делать вместе, - цитирует "Российская газета" заявление Путина, сделанное накануне мартовских праздников. - Как и договаривались, сегодня приступим к консультациям по вопросам, касающимся формирования будущего правительства".

- Политолог гадает о судьбе непопулярных фигур и влиянии Медведева

Чтобы консультациям не мешали, политики предпочли уединиться в Красной поляне. Что, правда, не помешало им отобедать с бывшим премьер-министром Италии и принять участие в культурно-спортивной программе, подготовленной организаторами будущей Олимпиады к приезду высоких гостей.

В настоящий момент в консультациях участвуют только двое, никто из потенциальных соискателей на "собеседование" пока не приглашен. Хотя обсуждается и структура нового кабмина и персональный состав, ждать итогов прямо сейчас бессмысленно. "Консультации будут продолжены", - пояснили "РБК Daily" источники в Кремле. Там полагают, что итоги этих консультаций будут представлены широкой общественности все же после инаугурации 7 мая.

Другой кремлевский собеседник рассказал, что на суд тандему уже представлено несколько планов структурной перестройки кабинета министров. В частности, реформы коснутся вице-премьерских позиций - в Кремле и Белом доме считают, что попытка сделать министров вице-премьерами "себя не оправдала". В администрации есть мнение, что в новом правительстве должно быть несколько первых вице-премьеров по ключевым направлениям развития.

В частности, одну из концепций нового правительства в конце февраля представила рабочая группа вице-премьера Дмитрия Козака. В соответствии с ней, количество вице-премьеров сокращается с восьми до пяти. Кого следует направить на другую работу, не сообщается.

Еще один план реорганизации правительства подготовил глава Сбербанка Герман Греф. Он предлагает в том числе объединение сбора налогов в одну администрацию и создание единого налогового министерства.

Команду попробуют сделать устойчивой

Сейчас главное желание тандема - сформировать такую же стабильную команду, как в 2008 году, которая продержалась почти без изменений до декабря 2011-го, отмечают кремлевские источники "Коммерсанта". Действительно, перемен было немного: осенью 2008 года Дмитрий Козак сдал пост министра регионального развития и остался просто вице-премьером, в январе 2010 года в правительстве появился новый вице-премьер, он же полпред в специально созданном Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, а осенью того же года глава аппарата правительства, вице-премьер Сергей Собянин стал мэром Москвы, его место занял вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Только в конце 2011 года в правительстве и Кремле начались пертурбации. Сначала спикером нижней палаты нового созыва стал экс-глава администрации президента Сергей Нарышкин, одним из его первых заместителей - экс-вице-премьер Александр Жуков. Затем главой администрации президента стал экс-вице-премьер Сергей Иванов, а его первым заместителем - Вячеслав Володин. Владислав Сурков отправился в правительство на пост вице-премьера, где теперь отвечает за модернизацию, политику в области культуры и искусства, науки и инновационной деятельности, госрегулирование в сфере молодежной политики и много чего еще. Последним крупным кадровым решением стало появление в правительстве на посту "оборонного" вице-премьера Дмитрия Рогозина. Это не считая скандальной отставки главы Минфина Алексея Кудрина.

Иван Демидов уходит из Кремля

В целом есть два способа формирования властных структур: люди на руководящие посты подбираются под цели и функции, либо цели и функции подбираются под людей. В России превалирует второй вариант, и в этот раз количество руководителей, которым при реорганизации правительства и администрации президента необходимо раздать подобающие посты, еще больше, ведь теперь премьером станет бывший президент, а президентом - бывший премьер, подчеркивает "Коммерсант".

Про команду будущего президента известно уже гораздо больше, чем про правительство. Так, Путин уже лично объявил, что Сергей Иванов остается на посту главы президентской администрации. Высоки шансы на сохранение должности первого замглавы администрации президента и у Володина. Это означает, в частности, что Володин получит возможность продолжить дальнейшую реформу управления внутренней политики (УВП) администрации президента.

Тем временем стало известно, пока неофициально, об уходе одного из замов главы УВП прославившегося в 1990-х шоумена Ивана Демидова, который отвечал за работу с общественными объединениями и религиозными организациями. Там он работал с 2009 года.

Кабмин сформируют под "большое правительство"

На процесс создания нового состава правительства немалое влияние окажет реализация президентской инициативы о создании так называемого "большого правительства" - оно же "открытое". Над предложениями по его формированию сейчас трудятся 10 экспертных подгрупп, одной из которых поручено подготовить рекомендации по "развитию кадрового потенциала". Первые итоги изысканий Медведев намеревается получить уже 14 марта.

Вопрос о "развитии кадрового потенциала" стал особенно актуален потому, что для реализации новой системы госуправления правительству пригодятся новые по менталитету и навыкам кадры. И правда: "открытое правительство" должно будет строиться на взаимодействии "формального" правительства с широко представленным экспертным сообществом, гражданами и их объединениями. И это все на базе интернета.

Будущим слугам народа, и правда, придется не сладко - согласно предложению одной из экспертных подгрупп, уже представленных на суд президенту, к квалификации министров будут предъявляться высокие требования. В числе требований - введение сертификации компьютерной грамотности и обязательного повышения квалификации госслужащих, а также постепенный запрет на бумажный документооборот.

Из советника в вице-премьеры

Не исключено, что и некоторые участники рабочей группы будут рассматриваться как кандидаты в новое "открытое" правительство. Прецеденты уже есть: глава общественного комитета сторонников, бизнесмен Михаил Абызов уже стал советником президента по работе с "большим правительством".

Кстати, Абызова и его полномочия, похоже, ждет "понижение". "Это все должно канализироваться уже в работу самого правительства", - так Путин ответил на вопрос "Московского комсомольца" о том, оставит ли он себе такого помощника.

Таким образом, работа с "Открытым правительством" спускается на уровень ниже, и чиновников, заинтересованных в том, чтобы эта система работала, кроме Медведева, не остается, отмечает издание. Однако судя по тому, что эта идея упоминалась в предвыборных статьях Путина, от нее вряд ли откажутся. Но тогда "открытому правительству" понадобится "свой человек" в кабмине, как есть сейчас "свой человек" в администрации президента. По статусности единственной адекватной заменой должности советника президента была бы должность вице-премьера по работе с "открытым правительством". В этом случае главным кандидатом на "вице-премьерство" станет все тот же Абызов, полагает газета.

Прохоров еще не определился, а Кудрина на госслужбе уже не ждут

Стоит добавить, что пока под вопросом остается поступление на высшую государственную службу миллиардера Михаила Прохорова, которому журналисты и эксперты накануне президентских выборов пророчили чуть ли не премьерство в обход Медведеву. Официальных данных о намерениях самовыдвиженца работать в правительстве пока нет. Но ответ, вероятно, не заставит себя ждать - избранный президент уже заявил, что Прохорову будут рады.

Куда менее вероятно возвращение в ближайшей перспективе бывшего министра финансов Кудрина. Очевидно, что экс-министр не согласится работать в правительстве своего обидчика. Да и сам Кудрин уже более-менее определился с планами на будущее - по последним данным, он намерен создать собственный фонд.

При этом Кудрин неоднократно подчеркивал, что не станет работать именно в новом правительстве, которое должен будет возглавить уходящий президент. Заявлений о том, что работа в правительстве более не кажется привлекательной, финансист не делал. Так что можно предположить, что Кудрин вернется в правительство, если его по каким-то причинам покинет Медведев.

Политолог гадает о судьбе непопулярных фигур и влиянии Медведева

Политолог Алексей Макаркин в интервью "Росбалту" между тем обсуждает, сохранят ли свои посты в новом правительстве такие непопулярные в обществе фигуры, как глава минобороны Анатолий Сердюков, глава минобразования Сергей Фурсенко и министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова. Макаркин полагает, что будет зависеть от того, насколько, в первую очередь, Владимир Путин и, во вторую очередь, Дмитрий Медведев, сочтут, что они выполнили поставленные перед ними задачи.

"Эти люди были приглашены в свое время в правительство для решения конкретных задач, которые заведомо были непопулярны", — говорит политолог.

По его словам, если будет решено, что они справились с этими задачами, то "соответствующий министр может уйти в отставку, получив приличную компенсацию, вроде должности посла, как это произошло с предшественником Татьяны Голиковой на ее посту, Михаилом Зурабовым, который, проведя монетизацию льгот, был отправлен послом на Украину".

Судьба этих непопулярных фигур сегодня зависит и от общественного фактора, который со времени первых московских митингов в декабре 2011 года у нас значительно возрос, убежден Макаркин. Тот же Зурабов, напоминает эксперт, был отправлен на Украину только через два года после проведенной им реформы в 2007 году, когда власть перед выборами в Госдуму нуждалась в конституционном большинстве в парламенте. Сегодня, считает Макаркин, фактор общественного мнения значительно вырос по сравнению с тем временем, и будет оказывать существенное влияние на перестановки в правительстве.

Главной интригой, полагает эксперт, сейчас является вопрос, останется ли в правительстве вице-премьер Игорь Сечин. Если Сечин там остается, то Медведев не получит контроля над топливно-энергетическим комплексом, прогнозирует Макаркин.

"С высокой вероятностью можно предположить, что Антон Силуанов сохранит за собой кресло министра финансов, так как он продолжает линию своего предшественника Алексея Кудрина", - говорит политолог.

По его мнению, за Путиным, помимо контроля за ТЭКом, останется и силовой блок.

Впрочем, Макаркин допускает как вариант, что Медведев сможет поставить своего человека на пост главы МВД. По мнению эксперта, не исключено, что недавний секс-скандал вокруг главы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александра Реймера связан с этой темой. В целом, полагает Макаркин, влияние Медведева на правительство, "конечно, увеличится по сравнению с прошедшими четырьмя годами, но если он получит контроль над министрами, ведающими, в основном, бюджетными расходами, то оно будет не очень значительным".