"Новая газета" опубликовала новые ВИДЕО избиения заключенных ярославской колонии N1, о которых вскользь упоминала ФСИН
novayagazeta / youtube.com
"Новая газета" опубликовала новые ВИДЕО избиения заключенных ярославской колонии N1, о которых вскользь упоминала ФСИН
 
 
 
"Новая газета" опубликовала новые ВИДЕО избиения заключенных ярославской колонии N1, о которых вскользь упоминала ФСИН
novayagazeta / youtube.com

Юристы правозащитного фонда "Общественный вердикт" передали "Новой газете" новые записи с пытками заключенных ярославской колонии N1, сделанные на видеорегистраторы надзирателей. ИК-1 "прославилась" в июле 2018 года, когда издание обнародовало первую запись с пытками осужденного Евгения Макарова. В дальнейшем последовали новые видео и рассказы об издевательствах сотрудников как этой, так и других колоний.

Нынешнюю запись имело в виду УФСИН по Ярославской области, заявившее 16 февраля, что "обнаружено видео, при просмотре которого выявлены факты нарушений действующего законодательства со стороны осужденных и сотрудников ФСИН". Однако никаких подробностей ведомство не сообщило, и "Новая газета" решила исправить этот недочет, сообщается на сайте издания 11 марта.

Юристы передали "Новой" три видео. На первых двух, общей продолжительностью в 45 секунд, показано, как в феврале 2017 года в "пыточную комнату" заводят осужденного Павла У., который до этого отбыл семь суток в ШИЗО. Сотрудники вывели его из камеры рано утром, чтобы препроводить в "дежурку" для физического наказания.

Павел У. отказался куда-либо идти и сказал "бейте здесь", однако его выволокли из камеры. Все это он рассказал юристам "Общественного вердикта", уже выйдя на свободу. А в тот день, как видно в трехсекундном ролике, он сидит спиной к автору видео, вокруг - около десяти человек в камуфляжной форме, один из которых, глядя прямо в камеру, говорит: "Выключай".

Затем, судя по всему, проходит некоторое время, и в следующем ролике Павел У. уже стоит со следами сильных побоев. По приказу одного из тюремщиков "Давай! Кури!" он затягивается сигаретой, которую дает ему человек в черной робе. "Нас тут сорок, а ты один", - слышится голос кого-то из тюремщиков.

Как рассказал юристам Павел У., когда он пришел в "дежурку", то увидел, что там уже собрались сотрудники с орудиями пыток: "У них были дубинки, несколько штук, киянка - такой деревянный молоток, кусок фанеры плоский. Это все они принесли с собой".

Заключенного раздели, повалили лицом на парту, зажали рот полотенцем и стали избивать по ягодицам и пяткам. Время от времени осужденный терял сознание, но его поливали водой, чтобы он пришел в себя, и продолжали избиение. Под конец экзекуции в комнату ввели другого заключенного, имевшего "пониженный социальный статус" - "опущенного", которым в тюрьме становятся после изнасилования заключенными.

Другим осужденным нельзя есть из тарелок зэков "пониженного статуса", здороваться с ними за руку или брать у них сигареты. И, заставив Павла У. закурить сигарету, которую перед тем прикурил второй заключенный, сотрудники ИК тем самым понизили его статус, то есть "опустили". "Опущенных", или "пинчей", заставляют выполнять самую грязную работу, например мыть туалеты.

"Угроза "опущением" наряду с пытками стала сегодня распространенной практикой работы с заключенными. Администрации колоний используют этот инструмент не только для наказания, но и в конкретных хозяйственных целях, например, при нехватке рук на "грязных работах", - рассказала юрист "Общественного вердикта" Ирина Бирюкова.

В дальнейшем Павлу У., который все последующие дни лежал в своей камере и "блевал кровью, ссался кровью, ходил в туалет жидким", подавали еду в посуде для "пинчей", чтобы закрепить его статус, и использовали на "грязных работах" на полгода, остававшиеся до освобождения.

Павел У. перечислил имена, фамилии и клички издевавшихся над ним сотрудников: "Забадалов, он же Винтовой, Круглов Иван Александрович, он же Саныч, Кирилл-Помидор, Ярослав Олегович, Липский, Руслан Цветков...". Бывшие заключенные ИК-1 помогли опознать и других сотрудников - Яблокова, Соловьева, Зыбина и Мамояна. Эти люди "засветились" в других пыточных роликах из ярославской колонии и сейчас арестованы, как и Цветков.

"Однако никто из "новых" участников пыточного мероприятия в отношении Павла У. до сих пор не стал фигурантом уголовного дела, хотя данная запись, как мы полагаем, у следователей уже есть", - отмечает "Новая газета".

Осторожно! Присутствуют сцены насилия. 18+



"Рядовой случай"

Вторая запись сделана на видеорегистратор сотрудника администрации ИК-1 Владимира Костюка. Во время утреннего построения заключенных один из них замешкался. Как он позднее рассказал юристам "Общественного вердикта", он должен был последним выходить из отряда, так как в его обязанности входило убедиться, что все вышли на проверку и никто не остался в отряде. На видео запечатлен Павел Соколов, сейчас он также уже на свободе.

В октябре 2016 года надзиратель Костюк стал подгонять его, а затем избивать, требуя снять куртку, которую, по его мнению, Соколов не должен был надевать. Соколов требовал отвести его к начальнику колонии, но Костюк заламывал ему руки за спину, причиняя сильную боль, так что заключенный упал на пол и постоянно повторял "Что вы творите?" За год до этого момента он перенес операцию на головном мозге из-за травмы черепа.

"Я ему говорил: "Тихо, тихо, подождите, вы мне по виску попали". На что Костюк ответил: "Я тебе сейчас по другому месту попаду". Я упал на пол, не мог встать, в это время Костюк продолжал осуществлять заломы уже обеих рук", - рассказал Соколов. Позже Владимир Костюк был уволен из колонии, однако, по мнению журналистов, по этому видео против него следует завести уголовное дело.

Осторожно! Присутствуют сцены насилия. 18+



ФСИН заявила, что уже передала видео следствию

В пресс-службе УФСИН России по Ярославской области заявили ТАСС, что новая видеозапись с неправомерным воздействием на заключенного ярославской колонии N1, опубликованная "Новой газетой", была выявлена службой безопасности УФСИН 16 февраля и уже передана следствию.

По результатам публикации "пыточных видео" в прошлом году в ярославских ИК-1 и ИК-8 были возбуждены уголовные дела в отношении 17 сотрудников, 14 из них сейчас находятся в СИЗО, а трое - под домашним арестом.