В России вскоре появится новый вид уголовной ответственности - за пропаганду сепаратизма. В Госдуму уже внесен законопроект, предлагающий сажать за это на срок до 20 лет. Причем инициаторы-единороссы Антон Романов и Евгений Федоров, а также примкнувший к ним эсер Михаил Емельянов поспешили опередить фракцию коммунистов, в которой только за неделю до этого объявили о намерении внести на рассмотрение палаты свой проект такого закона.
- Эксперты: в России уже есть нужные законы, лишний их девальвирует
Появлению законопроекта предшествовал ряд событий и скандальных высказываний о расчленении России. В частности, на фоне произошедшего в столичном районе Бирюлево в соцсетях зазвучали призывы отделить кавказские республики. Главред журнала The New Times Евгения Альбац в эфире "Эха Москвы" заявила, что не видит "особой проблемы", если Россия "разделится по Уральскому хребту", и даже выразила мнение, что "это неизбежно". А лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал ограничить рождаемость на Северном Кавказе и оградить его территорию колючей проволокой.
Учитывая, что на "недопустимость любых проявлений национализма и сепаратизма" еще год назад указывал Владимир Путин - как раз в президентском Послании парламенту, можно ждать, что закон будет принят достаточно быстро. Понимая это, эксперты высказывают опасения: наспех состряпанные формулировки не спасут страну от сепаратистских настроений, зато дадут власти очередной инструмент для подавления свободы слова. "Заголовки" представляют подборку наиболее примечательных цитат из прессы.
"Фрики" и "спящий медведь"
В первую очередь приводятся мнения авторов законопроекта и его сторонников. Сепаратисты - "фрики", пока у государства есть силы их нейтрализовывать, но "как только сил будет меньше, они расцветут пышным цветом", пояснил "Коммерсанту" Михаил Емельянов.
"Сепаратизм - это спящий медведь. Он спит, но не перестает быть медведем", - рассуждает источник, близкий к правительству. По его оценке, сейчас Россия - "сильное государство с сильным федеральным центром", а "депутаты пытаются действовать на упреждение с учетом того, что волна экономического кризиса коснется и России".
Вице-президент Центра политтехнологий Ростислав Туровский тоже считает, что речь идет о "превентивной мере". Она направлена против опасных тенденций в Татарии, Башкирии, Туве, Якутии, на Северном Кавказе, а также в дальневосточных регионах, где развиты антимосковские настроения.
"Мы строим большую тюрьму"
В то же время правовой аналитик межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" Рамиль Ахметгалиев в комментарии "Новым известиям" высказал мнение, что в зону риска попадают любые, даже научные дискуссии на тему сепаратизма. "В конечном итоге это рискует перерасти в борьбу с национальными активистами, учеными, журналистами. Можно сказать и так, что депутаты предлагают наказывать за иное мнение, а это прямое посягательство на свободу слова", - заявил правозащитник.
Еще более резко высказался глава общероссийского движения "Демократическая правовая Россия" юрист Игорь Трунов. "Мы строим большую тюрьму, - предостерег он. - Этот закон вообще не нужен. В свободной стране можно говорить на любую тему, не опасаясь при этом получить длительный срок".
Он полагает, что авторы просто делают себе политическую рекламу, предлагая "самое простое и примитивное решение потенциальной проблемы". Во время Октябрьской революции тоже предлагалось "расстреливать всех плохих, чтобы остались только хорошие", - привел аналогию юрист.
Ранее адвокат Сталина Гуревич сказала РИА "Новости": "С точки зрения Конституции и международных норм уголовная ответственность за любые призывы и пропаганду, кроме фашизма, никак не согласуются со свободой слова. Под это дело теперь можно будет косить много ненужных людей. Те люди, которые отвечают за целостность страны, не должны некорректно публично высказываться. Но это недопустимо только с точки зрения личной морали".
Глава правозащитного центра "Мемориал", эксперт по Северному Кавказу Александр Черкасов видит еще одну угрозу: "Запрещая обсуждение каких-либо, пусть неприятных для нас тем, в легальном пространстве, мы выталкиваем соответствующие силы в подполье. До тех пор пока люди говорят, они, может быть, еще не перешли к действию. У нас же высказывание становится предметом уголовного преследования отчасти из-за лени правоохранительных органов. На самом деле гораздо легче найти неправильную запись в блоге, чем искать людей, совершивших насильственные преступления".
Власти перекладывают ответственность за просчеты собственной политики
Возможно, в данном случае наиболее разумным действием была бы работа над устранением самой причины появления сепаратистских настроений, а не следствия, которым является пропаганда подобных идей, резюмируют "Новые известия". Эксперты же намекают, что новым законом власти пытаются переложить на людей ответственность за собственные ошибки и просчеты в различных аспектах внутренней и внешней политики.
По сравнению с 1990-ми, сейчас ситуация с националистическими и сепаратистскими настроениями изменилась, и произошло это во многом из-за не очень удачной миграционной политики, сказал изданию Pravda.ru член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Алексей Гришин. "Может быть, цели этой миграционной политики были правильные, но формы, которые она приобрела, ни в какие ворота не лезут", - считает он.
В частности, к росту национализма у русских, как считает эксперт, привели "резкий рост исламизма - не ислама как религии, а исламизма как общественно-политического движения, и резкое неприятие инакомыслия в этой сфере".
В свою очередь директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (Университета) МИД РФ Вениамин Попов в своей статье в "НГ Религии" излагает: "После продолжительного доминирования светского подхода к религиозным конфессиям ислам ныне переживает период духовного подъема, во много крат увеличилось число мечетей, медресе, культурно-социальных мусульманских учреждений. Однако этот процесс религиозного возрождения идет сложным путем, в некоторых случаях смешиваясь и переплетаясь с явлениями политического характера. Ислам стал использоваться различными движениями для пропаганды идей и норм поведения, не имеющих ничего общего ни с подлинным учением, ни с существовавшими в мусульманских общинах России традициями, а нередко и для оправдания явно подрывных, националистических, сепаратистских целей".
В России уже есть нужные законы, лишний их девальвирует
Закон о запрете пропаганды сепаратизма преследует, конечно, благие цели, но "ими, кaк известнo, и вылoженa дoрoгa в aд", сказал ИА REX этнополитолог, кандидат философских наук Александр Юсуповский. Он напомнил, что в статье 13 Конституции уже закреплен запрет общественных объединений, чьи цели или действия направлены на нарушение целостности РФ. "Может, проще обеспечить действие этой нормы, а не девальвировать ее неприменением и декларативностью?" - предлагает Юсуповский.
Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в интервью РИА "Новости" тоже указал на уже существующие законы: "Сепаратизм - это разновидность экстремизма. У нас есть закон о противодействии экстремизму, и создание экстремистского сообщества - статья в Уголовном кодексе".
"Совершенно лишней" считает вводимую новую норму глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов: "Потому что сегодня любая сепаратистская деятельность подпадает под действие других статей УК. Таким образом мы просто увеличиваем число статей, но это увеличение никак не повлияет на защиту такой действительно важной ценности, как территориальная целостность государства".
Правовой аналитик "Агоры" Рамиль Ахметгалиев тоже убежден, что для борьбы с опасными действиями и высказываниями вполне достаточно предусмотренной в Уголовном кодексе ответственности за экстремизм.