Заместитель руководителя аппарата Правительства России Алексей Волин
Архив NTVRU.com
Заместитель руководителя аппарата Правительства России Алексей Волин По словам  Волина, "Минпечати занимается разработкой нового законопроекта, который позволит сделать так, чтобы мухи были отдельно и котлеты - отдельно"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Заместитель руководителя аппарата Правительства России Алексей Волин
Архив NTVRU.com
 
 
 
По словам Волина, "Минпечати занимается разработкой нового законопроекта, который позволит сделать так, чтобы мухи были отдельно и котлеты - отдельно"
Архив NTVRU.com
 
 
 
Глава Минпечати, находящийся с визитом в США, уже сделал несколько заявлений, касающихся будущего российских СМИ
Архив NTVRU.com
 
 
 
Ранее Лесин признал, что "те негативные процессы, которые проходили в отношении НТВ и ТВ-6...
Архив NTVRU.com
 
 
 
"...конечно же, носили политизированный характер"
Архив NTVRU.com
 
 
 
США призывают Владимира Путина ослабить контроль над СМИ
Архив NTVRU.com
 
 
 
Владимир Гусинский, покинувший страну, заявил, что правительство пыталось заставить замолчать его телеканал, поскольку тот критиковал войну в Чечне
Архив NTVRU.com
 
 
 
Во время ноябрьского саммита Путин договорился с Бушем по поводу установления "Российско-американского диалога в области медиабизнеса"
Архив NTVRU.com

Новый закон о СМИ необходим прежде всего для того, чтобы исключить возможность возникновения у СМИ проблем из-за конфликтов между их совладельцами, заявил радиостанции "Эхо Москвы" заместитель руководителя аппарата Правительства России Алексей Волин.

По его словам, с этой целью "Минпечати занимается разработкой нового законопроекта, который позволит сделать так, чтобы мухи были отдельно, и котлеты - отдельно, то есть чтобы СМИ действовали как СМИ, а конфликты между их совладельцами не сказывались непосредственно ни на проблемах редакции, ни на функционировании средства массовой информации как отдельного юридического лица". При этом, отметил Волин, "пока рано говорить, как конкретно будет выглядеть этот закон".

По словам Волина, "косметическими поправками" к старому закону о СМИ не отделаться, так как закон, написанный в 1990 году, сильно устарел: "Рынка СМИ тогда в стране не было, и никто не знал, что такое реклама". "Первые данные о рекламе восходят к 1991 году, тогда рынок рекламы в стране составлял 7 млн. долларов, в то время как сейчас - 1 млрд. долларов", - отметил замглавы аппарата правительства.

Волин сообщил также, что ему "ничего не известно" о позиции президента России в отношении нового закона о СМИ. Вместе с тем он не исключил, что глава государства "снова выскажет свою позицию, что нужно подождать" с принятием нового закона, если "законопроект окажется слишком ужасным или консервативным".

Волин считает, что государство должно сократить присутствие в СМИ и переходить к системе госзаказа. По мнению Волина, "в России государственных СМИ не существует", поскольку государство не финансирует ни одно СМИ в полном объеме и не вмешивается в их редакционную политику как владелец.

Заместитель руководителя аппарата правительства уверен, что госзаказ станет более эффективной мерой, с помощью которой "можно донести государственную точку зрения до населения". По его словам, нанять "10 квалифицированных пиарщиков дешевле, чем содержать телеканал". Способом реализации идеи госзаказа, по мнению Волина, может стать тендер на производство, к примеру, информационной программы. Такой способ, по его словам, даст возможность производить профессиональные, высокорейтинговые программы.

Волин также заявил, что не видит смыла в слиянии государственных СМИ: ОРТ и РТР или ИТАР-ТАСС и "РИА-Новости". По его мнению, этот путь устарел, и такое слияние неизбежно приведет к еще большим денежным госвложениям. Наиболее эффективным он считает акционирование и продажу государственных СМИ, при условии, что законодательством будут урегулированы все аспекты взаимоотношений между владельцами, учредителями и журналистами.

А сейчас в российских государственных средствах массовой информации сложилась такая ситуация, что государство "боится давать прямые указания назначаемому им менеджменту, а менеджеры стесняются того, что они государственные, и боятся проявить свою позицию по тому или иному вопросу", заметил Волин. В результате, по его словам, "государственные СМИ - самые беззубые, немобильные и самые убогие по части содержания".

Между тем глава Минпечати, находящийся с визитом в США, уже сделал несколько заявлений, касающихся будущего российских СМИ.

Лесин находится в США во главе делегации Минпечати России в рамках российско-американского диалога в области СМИ и для проведения консультаций по вопросам информационного обмена и развития рынка средств массовых коммуникаций.

Как уже сообщалось в начале недели, именно в США глава Минпечати признал, выступая во вторник на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне, что "те негативные процессы, которые проходили в отношении НТВ и ТВ-6, с одной стороны, конечно же, носили политизированный характер, и с этим бессмысленно спорить". Но с другой стороны, отметил Лесин, они "полностью развернули стратегию развития СМИ".

Лесин сообщил, что государственная политика в области СМИ предусматривает в перспективе постепенный уход с медийного рынка. "Государство потихоньку должно выходить из рынка и вообще прекращать быть конкурентом" на рынке СМИ, сказал Лесин. Министр отметил, что это должен быть абсолютно понятный и открытый процесс.

По его словам, сейчас в России наблюдается резкое сокращение "политических бюджетов для СМИ". По оценкам министра, они "упали почти на 90 процентов". Правительство готово двигаться вперед по пути расширения процесса приватизации, отметил Лесин.

"Этот процесс сейчас находится в стадии подготовки, - подчеркнул он. - Что касается того, когда именно это произойдет, то это вопрос тактики. Мы надеемся, что к осени мы будем готовы объявить, уходим ли мы с медиарынка, как и когда это произойдет".

Лесин заявил: "Это, в том числе, зависит от возможностей бюджета: если бы у нас была возможность полностью финансировать государственные СМИ и не включать их в систему рыночных отношений, мы бы это делали быстрей". Отвечая на вопрос о том, из каких СМИ государство предполагает выйти, министр указал, что "окончательное решение еще не принято, но список будет открыт".

Между тем агентство Bloomberg пишет, что министр печати Михаил Лесин перед лицом давления со стороны США, требующих ослабить государственный контроль над СМИ, заявил, что Россия, в первую очередь, должна получить гарантии того, что частные владельцы не потребуют от правительства деньги в обмен на позитивное освещение деятельности правительства в СМИ.

По его словам, правила, руководствуясь которыми правительство будет избавляться от своих медиа-активов, могут быть разработаны через несколько месяцев. В них будут прописаны конкретные меры по защите от имевших место в прошлом злоупотреблений, таких как шантаж правительственных чиновников со стороны владельцев СМИ. "Отдельные бизнесмены, контролировавшие значительную часть СМИ, считали для себя возможным по-настоящему шантажировать исполнительную власть", - заявил Лесин во время своего визита в Вашингтон.

Он рассказал о произошедшем в 1999 году инциденте, когда, по его словам, владелец одного из СМИ угрожал выпустить в эфир негативный для правительства репортаж, если ему не заплатят. По словам Лесина, правительство отвергло это требование. Он не назвал ни имя владельца СМИ ни сумму, которую тот потребовал.

Президента России Владимира Путина призвали ослабить контроль над СМИ после того, как в январе кремлевская администрация закрыла последний независимый телеканал ТВ-6, пишет Bloomberg.

Администрация Путина заявила, что она закрыла ТВ-6 по просьбе миноритарных акционеров, сославшихся на финансовую несостоятельность телеканала. Это событие, а также захват телеканала НТВ подконтрольным государству "Газпромом", поставили под сомнение доверие к России со стороны инвесторов - и это в тот момент, когда Путин пытается улучшить инвестиционный климат в стране.

Основатель НТВ Владимир Гусинский, покинувший страну, где ему предъявили обвинения в мошенничестве, заявил, что правительство пыталось заставить замолчать его телеканал, поскольку тот критиковал войну в Чечне.

Во время ноябрьской встречи с президентом Джорджем Бушем в Техасе Путин договорился с ним по поводу установления "Российско-американского диалога в области медиабизнеса". Эта инициатива, в которой должны принять участие американские представители медиабизнеса, призвана "содействовать усилиям по созданию конкуренции на российском медиарынке", - подчеркнул во время саммита представитель Белого дома.

"Российский телерынок потенциально привлекателен для зарубежных инвесторов; его аудитория составляет около 130 млн. человек, говорящих на одном языке", - отмечает преподаватель университета Дюка Эллен Микиевич, занимающаяся вопросами российских СМИ.

По ее словам, более 85% населения получает информацию исключительно по телевидению. "Это очень привлекательный рынок, но предстоит еще многое сделать, прежде чем инвесторы придут сюда, не подвергая себя при этом излишнему риску". - подчеркнула она.

"Телеканалы страдают также от устаревшего оборудования и обязательного требования заключать контакты на рекламу через созданную Лесиным частную компанию "Видео интернэшнл", - заявила Микиевич агентству Bloomberg.

У Лесина в рамках его трехдневного пребывания в Нью-Йорке намечено еще несколько встреч, в частности, российский министр пообщается с руководством и журналистами одного из наиболее авторитетных в США печатных изданий - газеты The New York Times, ведущей газеты деловых кругов The Wall Street Journal и крупнейшей ежедневной газеты русскоязычной диаспоры Северной Америки "Новое русское слово".

Перед этими встречами основатель "Видео интернэшнл" Михаил Лесин заявил, что на освещение позиции российского государства американскими СМИ часто влияет "проблема стереотипов".