"Российская газета" опубликовала в понедельник статью председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, посвященную дню Конституции РФ
Пресс-служба Президента России
"Российская газета" опубликовала в понедельник статью председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, посвященную дню Конституции РФ Зорькин сравнивает нынешнюю политическую ситуацию с событиями 1993 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Российская газета" опубликовала в понедельник статью председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, посвященную дню Конституции РФ
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Зорькин сравнивает нынешнюю политическую ситуацию с событиями 1993 года
Архив NEWSru.ru
 
 
 
"В 1993 году президенту Ельцину казалось, что закон можно принести в жертву революционной страсти, в жертву утопии светлого и скорого капиталистического будущего. Ельцин не понимал, что дух закона и дух капитализма в сущности совпадают", - пишет Зорькин
Архив NEWSru.ru

"Российская газета" опубликовала в понедельник статью председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, посвященную дню Конституции РФ. Однако посвящено оно в основном митингу на Болотной площади и нарастающим протестным настроениям в России вообще.

"Я пишу эту статью в момент, когда в Москве и ряде других городов России так называемая "несистемная оппозиция" пытается поднять в стране митинговую "протестную волну", - говорится в тексте.

Выдержана статья в обычно не свойственном судьям публицистическом духе, а местами и вовсе напоминает школьное сочинение: изобилует примерами из курса литературы. В частности, упоминаются герои Чехова и Грибоедова, например, Чацкий, к которому Зорькин не испытывает симпатий.

- Путин раскритиковал образ Чацкого, пойдя против Пушкина: это "плоская и слабая" трактовка

Зорькин сравнивает нынешнюю политическую ситуацию с событиями 1993 года.

"Тогда в Москве, как и сегодня, возникло острое противостояние между сторонниками тогдашнего президента, Бориса Ельцина, и его оппонентами. Тогда, как и сегодня, оппозиционеры обвиняли власть в нарушении закона и Конституции. Тогда, как и сегодня, митинговые страсти активно подогревались из-за рубежа", - пишет он.

"Тогда митинговые страсти переросли в тяжелейшую трагедию для страны: уличные столкновения, расстрел парламента из танковых орудий, большую кровь и в глубочайший подрыв того уважения к закону, без которого невозможна никакая демократия", - добавил Зорькин.

По мнению главы КС, "митинговые страсти в очередной раз апеллируют не к закону, а к чему-то другому". Но он уверен, что "сегодня закон необходимо защитить как никогда ранее", что "защищая его, мы защищаем Россию".

"В 1993 году президенту Ельцину казалось, что закон можно принести в жертву революционной страсти, в жертву утопии светлого и скорого капиталистического будущего. Ельцин не понимал, что дух закона и дух капитализма в сущности совпадают", - пишет Зорькин.

Вслед за первыми лицами российского государства Зорькин увидел за протестными настроениями влияние Запада. Как он пишет, происходит недовольство фальсификациями выборов "на фоне беспрецедентных заявлений госсекретаря США госпожи Клинтон". Которая, подчеркивает Зорькин, невзирая на выводы подавляющего большинства присутствовавших на выборах международных наблюдателей, констатировавших демократическое соблюдение выборных процедур, - подогревает митинговую волну, поставив под сомнение легитимность выборного результата.

Апелляции к Грибоедову и Чехову

Неожиданно глава КС начал использовать в своих доводах классическую литературу. Так, он вспомнил, что слово "умеренность" приобрело в России негативный политический оттенок со времен Грибоедова, который в комедии "Горе от ума" наделил этим качеством антигероя Молчалина.

"В России почти всегда на одном полюсе - скучный, серый приспособленец Молчалин, наделенный низким талантом умеренности. А на другом - блестящий нонконформист Чацкий. Он, конечно же, не талантом умеренности наделен. Его судьба наградила другими талантами... Кстати, какими?

Талантом приезжать из-за границы в Россию и обличать скверность жизни в том самом Отечестве, чей дым так "сладок и приятен"? Что ж, это тоже талант. Тот талант, без которого общество не может обойтись. Обществу нужно, чтобы кто-то смело обнажал язвы, бичевал пороки, говорил "нет" бюрократическому произволу. И этот кто-то, по определению, не может быть наделен талантом умеренности", - рассуждает Зорькин.

Он удивляется, почему в России никогда не была в цене настойчивая и нонконформистская умеренность - в культуре, политике, социальной жизни.

"Такой умеренный человек не будет бичевать пороки. Он будет пытаться их каким-то способом исправлять. Он постарается хотя бы не усугублять ситуацию. Он вдумается - а может быть, если эти пороки начать бичевать слишком страстно, то станет еще хуже?", - пишет глава Конституционного суда.

В качестве положительного примера к умеренности Валерий Зорькин обращается к героям Антона Чехова - этот писатель, по его мнению, сумел воспеть "героическую умеренность". Она присуща многим героям Чехова, в которых отсутствует радикальная риторическая блистательность Чацкого.

Зорькин вспоминает и цитирует произведения Чехова "Дама с собачкой" и "Попрыгунья". В противопоставление высокостатусному лакею - Молчалину - он находит у Чехова героя рассказа "Попрыгунья" - "скромного человека дела Дымова". Он, по мнению главы КС, соединяет твердость принципов с отвращением к любому позерству.

В конце своей статьи в РГ Валерий Зорькин аппелирует ко всем российским "дымовым", которым в искусстве политики надлежит "правильно сочетать мысль, волю, активность и умеренность".

Как напоминает РБК, Валерий Зорькин в октябре 1993 года обвинил Бориса Ельцина в нарушении Конституции. После подавления беспорядков он лишился поста председателя КС и даже был лишен на несколько месяцев звания судьи за политическую деятельность. Свой пост он вернул лишь при Владимире Путине в 2003 году.

В минувшую субботу, 10 декабря, в Москве прошла многотысячная акция протеста. Митинг на Болотной площади стал самым массовым в "путинской" России. По разным оценкам, он собрал от 25 до 150 тысяч человек. В числе требований, включенных в резолюцию митинга, оказались освобождение политзаключенных, отмена результатов выборов и проведение нового голосования, отставка председателя ЦИКа и регистрация оппозиционных партий.