Подавляющее большинство - 71% - россиян не считает себя европейцами
RTV International
Подавляющее большинство - 71% - россиян не считает себя европейцами А каждый второй и вовсе уверен, что Европейский союз угрожает независимости России. Таковы результаты опроса, проведенного по заказу брюссельского центра "ЕС-Россия" Аналитическим центром Юрия Левады
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Подавляющее большинство - 71% - россиян не считает себя европейцами
RTV International
 
 
 
А каждый второй и вовсе уверен, что Европейский союз угрожает независимости России. Таковы результаты опроса, проведенного по заказу брюссельского центра "ЕС-Россия" Аналитическим центром Юрия Левады
 
 
 
Активному участию в политической жизни многие российские граждане предпочитают сильную руку. Более всего по эпохе Брежнева, так называемому "золотому веку", тоскуют люди старшего поколения и провинциальная элита
Архив NEWSru.ru

Подавляющее большинство - 71% - россиян не считает себя европейцами. А каждый второй и вовсе уверен, что Европейский союз угрожает независимости России. Таковы результаты опроса, проведенного по заказу брюссельского центра "ЕС-Россия" Аналитическим центром Юрия Левады. "Хотя наши результаты шокировали западных коллег, для российских социологов они не стали сюрпризом", - говорит директор Аналитического центра Лев Гудков.

Причина отторжения Европы - это страх оказаться в экономической зависимости от Запада и превратиться в его сырьевой придаток, пишет Rheinischer Merkur. С этим связаны и опасения российских граждан потерять свою национальную самобытность и потонуть в западной масс-культуре. Правда, последнее, несмотря на все возрастающее отгораживание России от Запада, уже давно является данностью.

По мнению Гудкова, истоки страха следует искать в истории постсоветской России. После распада Советского Союза в 1991 году народ возлагал большие надежды на реформы. Люди были убеждены, что через некоторое время Россия сможет стать "нормальной" европейской страной. Но вскоре они разочаровались в молодых прозападных реформаторах. "Под давлением очень мощной консервативной и коммунистической пропаганды в отношении Европы возросли подозрительность и осторожность, - говорит Гудков. - Многие принимали наших реформаторов за агентов влияния Запада".

Кроме того, отношение российских граждан к Европе стало циничным. "От Европы нужно взять все то, что может быть нам полезно: технологии, науку и капиталы", - формулирует Гудков позицию большинства. Лишь очень малая часть опрошенных считает, что Россия должна ориентироваться на европейские ценности, тогда как более 40% эти ценности отвергают. Число тех, кто в западной модели демократии видит для России образец, снизилось с 1998 года наполовину. Сегодня среди опрошенных таковых лишь 16%. Причина этого кроется еще в эпохе Ельцина: когда с каждым днем все больше людей теряло социальную опору, слово "демократия" превратилось в бранное.

Активному участию в политической жизни многие российские граждане предпочитают сильную руку. Более всего по эпохе Брежнева, так называемому "золотому веку", тоскуют люди старшего поколения и провинциальная элита. Тогда, утверждают они, царил порядок, люди жили в достатке, и у них были жизненные перспективы. Причиной своей сегодняшней ностальгии по советскому времени треть опрошенных называет потерю прежнего качества жизни. "Для многих это был лучший период в истории России", - говорит Гудков. Вместе с тем, каждый второй опрошенный возврата в советское прошлое не желает.

О европейских ценностях, какими их понимают в ЕС, россияне осведомлены мало, отмечает Rheinischer Merkur. Преимущественно положительный взгляд на Европу характерен лишь для части молодой и хорошо образованной элиты Москвы, Санкт-Петербурга и отдельных провинциальных городов. Либеральные политики, например, Владимир Рыжков, делают все для улучшения отношения России к ЕС. Несмотря на современную авторитарную систему правления на родине, они не видят альтернативы сближению с Европой и ЕС (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Насколько велика неуверенность в отношении Европы, отчетливо видно из беседы с московскими студентами, готовящимися стать журналистами. "Я чувствую себя в первую очередь русской", - говорит студентка Российско-германского института публицистики. "Москва относится к Европе, но относится ли к ней вся Россия - сложный вопрос", - полагает другая. Третья высказывает такую точку зрения: "Россия - это часть европейской истории. Но в духовном и социальном плане она - не Европа".